Сообщество «ADrenalin»

Авторское сообщество Авангардного творчества. Для Творческих Личностей с неординарным мышлением. Критерием неординарности творческой натуры является ее своеобразие. Красивое и гармоничное оформление - это не самоцель сообщества. Касты с прекрасным оформлением, но потерявшие индивидуальность, и похожие друг на друга не приветствуются сообществом!


вступить

предложить
плэйкаст

АДская Мозаика. СкаZки

31 октября 11:56, Glennfox



"Спящая красавица"

Начнем с того, что "летаргическая" сказка названа у Перро несколько по-другому – "Красавица в спящем лесу" – что, согласитесь, точнее передает ее волшебную атмосферу. Во-вторых, большинство пересказов сказки обрывается на моменте пробуждения и свадьбе, в то время как в оригинале влюбленной паре предстоит еще нелегкое испытание в виде свекрови-людоедки, желающей закусить внучатами. Если же в сказке все заканчивается поцелуем – то у вас в руках вариант не Перро, а упомянутых братьев Гримм. На этом различия между французским и немецким каноном не заканчиваются. Например, в версии Гримм после злополучного укола принцессы засыпают все жители королевства, в то время, как у Перро король и королева, как и положено ответственным царствующим особам, продолжают бодрствовать, хотя до пробуждения дочери, естественно, не доживают. Чтобы ввести народные сказки в высший свет, мало было облагородить их стиль и антураж. Нужно было доказать, что фольклор несет в себе и нравоучительное начало, тот "добрым молодцам урок", про который писал Пушкин. И, хотя я не очень люблю прямолобое морализаторство, понятно, что подобный шаг для Перро необходим. "Я мог бы придать моим сказкам большую приятность, если бы позволил себе иные вольности, которыми их обычно оживляют; но желание понравиться читателям никогда не соблазняло меня настолько, чтобы я решился нарушить закон, который сам себе поставил – не писать ничего, что оскорбляло бы целомудрие или благопристойность". (Ш. Перро) В результате, каждую сказку Перро, подобно басням, снабжал одной (а иногда и двумя) поэтическими моралями. Правда, эти морали обращены в основном к взрослым читателям – они изящны, игривы, а порой, как говорится, имеют "двойное дно". Даже там, где героине "Спящей красавицы" самим роком суждено уколоть руку веретеном, Перро не упускает случая пояснить, что это случилось и потому, что принцесса "отличалась… некоторым легкомыслием". А в заключительной морали осторожно критикует стремление дам побыстрее выскочить замуж: "Немножко обождать, чтоб подвернулся муж, Красавец и богач к тому ж, Вполне возможно и понятно. Но сотню долгих лет, в постели лежа, ждать Для дам настолько неприятно, Что ни одна не сможет спать…". Сами же истоки сюжета "Спящей красавицы" теряются в глубинах Средневековья. Одна из древнейших обработок принадлежит итальянцу Джамбаттисте Базиле, опубликовавшем в 1636 году один из первых (хотя и не столь эпохальных, как "Сказки матушки Гусыни…") сборников сказок "Пентамерон" (видимо, как ответ знаменитому "Декамерону"). Стоит сказать, что этот вариант "Спящей красавицы" ныне звучит не менее скабрезно, нежели россказни Бокаччо. Героиню у Базиле зовут Талия. Начинается сказка достаточно традиционно – со злого проклятия колдуньи и снотворного укола веретена. Правда, далее с принцессой особо не возятся, сажают ее на трон и помещают в заброшенную лесную избушку. Спустя время, как и положено, на избушку натыкается охотящийся чужеземный король, но обнаружив спящую красотку, он ведет себя совсем не куртуазно… По сути, он с точностью последовал известному пошловатому анекдоту ("– А с поцелуем торопиться не будем…"), то есть, попросту изнасиловал ничего не подозревающую принцессу (ах, извините, в сказке написано – "собрал плоды любви") и укатил восвояси. "Опыленная" красотка тихо забеременела и спустя положенный срок разродилась двойней. Волшебный "наркоз" оказался настолько силен, что она проснулась не от родов, а лишь тогда, когда малыш по ошибке начал сосать ее палец и отравленный кончик веретена выскочил. А тут и король решил вновь за "плодами любви" наведаться. Увидев Талию с детьми, он наконец-то… влюбился, и стал проведывать их чаще. А так как наш герой был мужчиной женатым, его жена, заподозрив измену, поймала Талию с детьми и приказала из детишек котлетки мясные для муженька сделать, а любовницу в огонь бросить. Ясное дело, повар детишек пожалел, ягненка подсунул, а в итоге вместо Талии на медленном огне спалили злобную жену. Далее – полный катарсис и забавная мораль: "Некоторым всегда везет – даже когда они спят". Думаю, теперь вам ясно, насколько "облагородил" сказку Шарль Перро. Образ вечно юной девы в летаргическом сне, ожидающей возлюбленного, оказался настолько привлекателен, что постоянно кочевал по литературе в разных обличьях. Достаточно вспомнить народную сказку "Белоснежка", "Спящую царевну" В. Жуковского, "Мертвую царевну и семь богатырей" А. Пушкина, песню группы НАУТИЛУС "Утро Полины" и многое-многое другое. "Под горою темный вход. Он туда скорей идет. Перед ним во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном". (А. Пушкин "Сказка о мертвой царевне…") "…Сонные глаза ждут того, кто войдет и зажжет в них свет, Утро Полины продолжается сто миллиардов лет… И все эти годы я слышу, как колышется грудь, И от ее дыханья в окнах запотело стекло, И мне не жалко того, что так бесконечен мой путь – В ее хрустальной спальне постоянно светло…". (И. Кормильцев "Утро Полины") "…И если мрак пещеры Сумел ты победить, Служенью КОРОЛЕВЕ Посвящаешь жизнь. Готов? – Не готов, вот видишь, Ведь мы не из тех времён К ней легче прийти, чем быть с ней, Наверно, такой закон.… Ну что ж, мечты высокие Оставим дуракам Пусть спит себе, спит красотка, Каких уже нет века. И всё же… в гробу хрустальном, На золотых цепях Лежит Королева тайны С рубином в волосах". (С. Аксененко "Королева")
 

"Красная шапочка"

"Красная Шапочка разделась и легла в постель, но тут ее немало удивило, каков у бабушки вид, когда она раздета" "Красная Шапочка" – хороший пример той путаницы, которая может возникнуть вокруг разных версий народных сказок. Часто под обложкой детских изданий "Сказки Ш.Перро" можно встретить оптимистичный вариант, где Шапочку с бабушкой извлекают из брюха волка бравые дровосеки, хотя подобная развязка присутствует не у Перро, а у братьев Гримм. У Перро же на самом деле – все умерли, а волк торжествует, вот и берегут издатели детскую психику вопреки авторским правам. Впрочем, если уж касаться детской психики (и авторских прав), то в оригинальной счастливой развязке братьев Гримм добро победило прямо-таки с недетской жестокостью. Распоротым брюхом злоключения волка не заканчиваются. "Добрая девочка" посоветовала набить волку живот камнями и зашить (даже сама натаскала для этого материал). Детские пересказы об этом, конечно, снова умолчали. Насчет истоков самого сюжета доверимся чете цюрихских букинистов Вальдманов, много лет собирающей всевозможные экспонаты, имеющие отношение к "Красной Шапочке". Так вот, Вальдманы утверждают, что самый древний вариант сказки относится к XV веку. Судя по всему, он еще мрачнее, чем версии Перро и Гримм. Там волк съедает не только бабушку, но еще и полдеревни, а героиня, посыпав голову пеплом, объявляет серому разбойнику настоящую вендетту. В итоге она заманивает убийцу в яму с кипящей смолой. Вскоре сюжет изменился, и в ловушку стал заманивать уже волк, красноречиво играющий роль коварного мужчины-соблазнителя. А жертва, соответственно, обзаводится кокетливой красной шапочкой. Многие из тех, кто пытается попрактиковаться на разборе сказок, часто недоумевают – почему волк не съел Шапочку еще в лесу? Да потому, что, учитывая заложенную в сказке аллегорию, это было бы убийством "на людях" (Перро так и пишет: "…в лесу были дровосеки"), а не коварством. Цель волка – обмануть, приблизиться к жертве, выдав себя за близкого человека. Развязка наступает, лишь когда "потерявшая бдительность" героиня внезапно нащупывает у "милой бабушки" зубки, и преступник оказывается полностью раскрыт. На второй вопрос – почему это Шапочка лезет к бабушке в постель? – ответить тоже можно. Во-первых, в те времена семьи простолюдинов нередко спали все в одной постели, а во-вторых – учитывая роль волка-соблазнителя, постель выглядит в сказке вполне органично. Это окончательно подтверждает и мораль самого Перро: "Детишкам маленьким не без причин (А уж особенно девицам, красавицам и баловницам), В пути встречая всяческих мужчин, Нельзя речей коварных слушать, – Иначе волк их может скушать. Сказал я: волк! Волков не счесть, Но между ними есть иные Плуты, настолько продувные, Что, сладко источая лесть, Девичью охраняют честь, Сопутствуют до дома их прогулкам, Проводят их бай-бай по темным закоулкам… Но волк, увы, чем кажется скромней, Тем он всегда лукавей и страшней!". Кстати, на ранних рисунках Красная Шапочка – вполне оформившаяся девица, а отнюдь не та пухлощекая малышка, которую нарисовал Г. Доре в пуританском XIX веке. Сексуальный подтекст сказки приобрел особую популярность во времена фрейдистских толкований. А уже цитируемый нами Э. Берн усмотрел в сюжете даже… женский заговор против волка. Это, конечно, имеет смысл только в версии братьев Гримм. "Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом – интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?". (Э. Берн "Люди, которые играют в игры") 
"

"Золушка"

Если "Красная Шапочка" пошла в народ в основном в оптимистической версии братьев Гримм, то "Золушку" предпочли все-таки французскую. И все по той же причине: слишком уж кровавой вышла сказка у знаменитых братьев. И не мудрено: в отличие от Перро они старались по возможности меньше вмешиваться в народные сюжеты. Сам образ Золушки у Гримм в целом традиционен: она так же трудолюбива, добра и скромна, как и в сказке Перро. Правда, героине помогает не крестная, а настоящая мать. Помогает, естественно, через посредника: на ее могиле вырастает дерево, в ветвях которого живет белая птичка, исполняющая желания. Знаменитые башмачки в варианте Гримм – золотые. Впрочем, и у Перро они сначала были далеко не хрустальные, а отороченные мехом. Некоторые считают, что этим мехом был знаменитый русский соболь, и в переводах пишут "соболевые башмачки". Однако случилось так, что со временем слово "vair" ("мех для оторочки") по принципу испорченного телефона преобразовалось в "verre" ("стекло"). В результате удобная и мягкая обувь превратилась в изысканные на слух, но совершенно садистские на практике "хрустальные башмачки". Золотые, впрочем, не намного удобнее. Зато у Гримм значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица здесь испугалась не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Когда же в семью Золушки заявляется гонец с туфельками, вредным сестрам удается-таки их примерить, ради чего одна из них… отрубает себе палец, а вторая – пятку! Однако обманщиц разоблачают два голубя, напевающих: "Погляди-ка, посмотри, А башмачок-то весь в крови…". На этом злоключения сестер не заканчиваются. Если в куртуазном повествовании Перро Золушка их не только прощает, но и устраивает их личную жизнь ("…выдала замуж за двух знатных придворных"), то у "народников" Гримм расправа над притеснителями героини неизбежна. "А когда пришло время свадьбу справлять, явились и вероломные сестры – хотели к ней подольститься и разделить с ней ее счастье. И когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую; и выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них еще по глазу". Вот такая сказочка, милые ребятишки… Кстати, в последние годы в СМИ кочует информация о том, что самая древняя версия Золушки появилась из-под пера китайского писателя IX века Чуань Ченши. Мол, у него есть и мачеха, и меховые башмачки, и муж-император в награду. Тут и миниатюрная ножка героини (один из китайских канонов женской красоты) как нельзя кстати. Как бы то ни было, "Золушка" все равно будет неизменно ассоциироваться с Шарлем Перро, как "Белоснежка" – с братьями Гримм. И вот уже более трех веков этот с виду нехитрый сюжет служит источником вдохновения и утешения миллионам женщин планеты Земля. В глубине души каждой из них таится надежда, что они найдут своего "принца", несмотря на все жизненные неприятности. Опросам, конечно, можно и не доверять, но в том, что сюжет "Золушки" признали самым популярным за всю историю человечества, много правды. Особенно буйным цветом он расцвел в эпоху капитализма как прекрасная иллюстрация воплощения "американской мечты". И Шарль Перро, будь он жив, мог вполне справедливо требовать авторские отчисления за любую "мыльную оперу" и мелодраму, в которых непрестанно эксплуатируется эта заветная мечта любой женщины. Анекдот: Пустил отец-султан по стране гонцов с хрустальной туфелькой маленького размера. – Кому туфелька придется впору, та и есть невеста моего сына, – объявил. И пришлась туфелька впору 1234 юным девушкам, которые вскоре и стали женами счастливого наследника султана. И еще. Не так давно я читал, что эта прославленная сказка вкупе с "Белоснежкой" подверглась остракизму со стороны каких-то оголтелых феминисток. "Вина" этих произведений заключалась якобы в том, что они учат девочек тому, что "красивым быть выгодно". Подобное утверждение не только звучит идиотски, но и совершенно неверно по отношению к сказке. Замарашка-падчерица, на которую никто не обращает внимания, отличается от своих сестер (отнюдь не уродин) не объемом груди и талии (хотя, конечно, она "потенциально" красива), а именно скромностью, терпением, добрым сердцем и истинно куртуазной учтивостью (недаром на балу Золушка подсаживается к сестрам, осыпает их любезностями и делится "апельсинами и лимонами, которые дал ей принц"). Красота – это, скорее, волшебный Дар – внешнее вознаграждение за внутренние (в случае Перро – куртуазные) достоинства. Кстати, это подметил и психолог Э. Берн. "Поучения, которыми Шарль Перро сопроводил историю Золушки, были, на наш взгляд, Родительскими предписаниями. Автор говорил о счастливом даре, который больше, чем красота лица; обаяние этого дара превосходит все другое. Именно это и дала Золушке фея. Она так заботливо ее наставляла, так обучала благородным манерам, что Золушка стала королевой". (Э. Берн, "Люди, которые играют в игры")
источник: Сергей Курий
"Жестокая правда о сказках или сказки для взрослых"

Поделиться

4 32

Обсуждение новости

#прямая ссылка Letnia , 18 ноября 00:39

Ленусь, спасибо за чУдную сказку!
image

Ответить

#прямая ссылка Пафия , 15 ноября 19:18

Неля, большое спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка strannayaskazka , 15 ноября 16:33

Леночка, огромное спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка Letnia , 14 ноября 23:25

Оль, спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка strannayaskazka , 11 ноября 22:17

Саша, спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка Glennfox , 13 ноября 17:35

Светлана, спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка Пафия , 8 ноября 18:28

Лариса, спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку Пудельман , 7 ноября 21:46

Добрый вечер!
image

Ответить

#прямая ссылка Пафия , 8 ноября 11:06

Таня, спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка Letnia , 6 ноября 16:50

Светуль, спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка LoVeMuSic , 5 ноября 20:10

Привет!

image

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку маришка67 , 4 ноября 21:48

Вот такая вот сказочка на ночь глядя
image

Ответить

#прямая ссылка Letnia , 4 ноября 23:10

Здорово, Марин! Спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку VSE_ravno , 4 ноября 13:50

сказочного дня) -
image

Ответить

#прямая ссылка strannayaskazka , 4 ноября 15:52

Спасибо, Лара, за сказочное настроение !
image

Ответить

#прямая ссылка Letnia , 3 ноября 14:20

Алек, спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка Пафия , 2 ноября 19:37

Тома, спасибо!
image

Ответить

#прямая ссылка Berloz , 31 октября 22:17

Привет! Подойдет?
image

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку VSE_ravno , 31 октября 18:04

сказочного настроения!!!!!!

image

Ответить

#прямая ссылка Пафия , 31 октября 18:26

Лариса, спасибо за настроение!
image

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку strannayaskazka , 31 октября 15:36

Реально крутой проект!
100% ADrenalin!
Алек

Ответить

#прямая ссылка Glennfox , 4 ноября 08:45

Спасибо, Светлана!
Есть такой американский мини-сериал "Десятое Королевство", весьма недурной фильм, там герои попадают в параллельный сказочный мир, где собраны сказочные персонажи такие, как Белоснежка, Золушка, Красная Шапочка, Волк и пр. Кроме того там есть тролли, гоблины, феи и пр.
Посмотри, если не видела этот фильм. Он уже не новый, 2000 года(сериал из двух сезонов), так что его можно найти и скачать или посмотреть онлайн.
Сюжет фильма, ну, прямо в масть в наш проект... хе-хе-хе)

Ответить

Автор разрешил комментарии только зарегистрированным пользователям.

Календарь

Декабрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Разделы

Новости и Анонсы (377)
НЕГАТИФФТЕ НА ЗДОРОВЬЕ (1)
ПСИХОЦВЕТ (7)
флудильня (9)
ТЕСТЫ • ГОРОСКОПЫ • Гадальный салон (25)
Искусство статики и анимации (7)
Голосования/Опросы/Размышления (20)
Видео (18)
УГ (1)
ИГРОВОЙ СЕРИАЛ (5)
Пазитифф! (8)
ФРАЗА ДНЯ от сообщества ADrenalin (65)
Приветствуем в Сообществе ADrenalin! (1)
ОРУЖИЕ (2)
ROCK проекты/Рок Легенды (13)
F.A.Q. ПО СООБЩЕСТВУ (6)
Поздравлялки (28)
АДреналиновцы (6)
МАГАЗИН (14)
Творческая Мастерская ••• Заставки в профиль (2)
РОК-Волна (19)
Пионерия (2)
День Рождения Сообщества (14)
Проекты Сообщества (232)
Стимпанк-Steampunk (5)
Выставка в сообществе (17)
Милитари (24)
❋ Weekend с... (11)
Анатомия чувств (4)
Киберпанк - Cyberpunk (4)
мини-конкурсы - битвы - Кто круче? "VS." (7)
AD-Пират (2)
Vampire Hunter-Охотники на Вампиров (5)
Музыка это твое Отражение! (7)
New life - Новая Жизнь старых плейкастов (7)
Ролевые проекты (19)
Легенды Русского Рока от "А" до "Я" (11)
Психоделическое ••• Оксюморон (3)
Нержавейка - метал музыка (2)
Скажи "НЕТ!" плагиату! (1)
•••Колдовство, Ведьмы, Магия••• (4)
Международная панорама (7)
АНТИВАЛЕНТИНКА-ежегодный традиционный проект (6)
все