Сообщество «Alma Mater»

Мы и наши отношения с Богом. Плейкасты теософского, религиозного, мистического содержания, вне рамок какого-либо определённого религиозного учения и конфессионного толкования.Бог един - провайдеры разные.


вступить

предложить
плэйкаст

Прообраз монотеистических вероисповеданий

28 февраля 2012 22:45, strannayaskazka

Древнеегипетская религия как прообраз монотеистических вероисповеданий.


Характерной особенностью древнеегипетской религии является обилие пережитков верований времён первобытнообщинного строя.

На заре становления Египетского государства среди местных племён (меламподов) был широко распространён культ диких и домашних животных (лев, гиппопотам, шакал, крокодил, кошка, священный бык Апис, козёл, ибис, копчик).

Эта традиция соотносится с теми временами тотемизма и охотничьего быта, когда считали, что каждый род происходит от какого-либо животного.

Наряду с тотемизмом был широко распространён фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам), а так же анимизм (вера в духов).

С развитием земледелия эти верования трансформировались в поклонение божествам: солнцу (бог Ра), луне (бог Тот), земле (бог Геб), Нилу (Етер т. е. «большая река»), небу (богиня Нут), созвездию Сириус (богиня Исида).
Формирование рабовладельческого общества наложило отпечаток на религиозные представления древних египтян.На протяжении тысячелетий египетские жрецы создавали сложные богословские теории. В результате были выделены боги и богини высшего ранга (иначе — пантеон). Из бесчисленного количества божеств особое место занимали две «девятки» (великая и малая «девятки»). Возглавлял пантеон бог Ра, считавшийся небесным царём. Одновременно с этим произошло обожествление власти фараонов, которые были объявлены сначала земным воплощением бога Гора, а затем так же сыновьями верховного бога Ра (кроме того они носили титул «Доброго Бога»).
Древнеегипетская религия сформировала представление о загробном мире и утверждала, что классовое неравенство сохраняется и в загробном мире (именно по этой причине в могилы зажиточных египтян помещались фигурки рабов, которые должны были ожить и служить господину «на том свете»). Вместе с тем загробное блаженство объявлялось доступным лишь избранным, которые владеют искусством магических заклинаний (часть из них сформировало «Книгу мёртвых»). Их можно сопоставить с первыми молитвами.
«Книга мёртвых» создавалась преимущественно в округах среднего и нижнего Египта жречеством Абидоса, Панополя, Гермополя, Гераклиополя, Клеополя, Мемфиса, Гелиополя, Бусидиса, Буто. Фиванские жрецы не имели отношения к её созданию, так как имя Амона в ней не упоминается.


«Книга мёртвых» разделяется на 4 крупных раздела:


I. Свод правил шествия погребальной процессии в Некрополю, молитвы «выхода (умершего) днем» и гимны богам Ра и Осирису.


II. Описание обряда «выхода (умершего) днем», его возрождения и победы над силами тьмы и врагами умершего, приобретения власти над стихиями.


III. Описание обряда сопровождающих «выхода (умершего) днем», превращение усопшего в божество, приобщение его к Ладье Миллионов Лет, познание различных таинств, возвращение в гробницу и Загробный Суд.


IV. Описание магических обрядов имевших целью обезопасить мумию, а так же поминальные тексты прославляющие имя умершего (эти речения читались в течение года после смерти в определённые праздники и дни приношения даров умершему).


Со сменой веков «Книгу мёртвых» вытеснили другие заупокойные своды, такие как «Андуат» и «Книга Врат», но авторитет
«Книги мёртвых»сохранился до времён Клеопатры, Антония и Цезаря. В целом эта книга отображает развитие заупокойной службы с начала 3 тысячелетия до н. э. по первую половину 1 тысячелетия до н. э. и является одной из самых первых и долгоживущих книг магического и божественного содержания в мире.
С середины 3 тысячелетия до н. э. в древнеегипетской религии доминирует культ умирающего и воскресающего бога Осириса, но уже с XVI по XI век до н. э. на первый план выдвинулся культ бога Амона (покровитель новой столицы Фивы), которого стали отождествлять с богом Ра (Амон-Ра).


В конце XV века до н. э. фараоном Эхнатоном была предпринята попытка реформы древнеегипетской религии, в которой Амон-Ра и Осирис были заменены единым богом Атоном (богом солнечного диска). Впервые за всю историю древнего мира был сформирован монотеистический культ (единобожие), но эта реформация столкнулась с резким неприятием со стороны жречества Египта и после смерти Эхнатона была объявлена ересью. Несмотря на все попытки стереть всякую память о фараоне–еретике и едином боге — Атоне, сведения об этом культе сохранились и до 2 тысячелетия до н. э. Именно в ту пору легендарный пророк и законодатель Моисей пишет Пятикнижие (иначе — Тора). Согласно легенде он получил откровение от ЕДИНОГО бога Яхве (по мнению некоторых исследователей, в период перехода к монотеизму у древних евреев Яхве считался единственным богом, однако, имеющим супругу). Моисей стал предводителем порабощённых в Египте израильских племён, именно он приведёт их в Синайскую пустыню….
Но это уже совсем другая история которую мы рассмотрим в следующей теме :)


Египетская культура и религия греко-римского периода, представления древних египтян о боге Птахе (как воплощении разума и речи богов) оказали влияние на позднейшее учение о логосе Фиона Александрийского, а древний культ Осириса и Исиды — большое влияние на христианскую мифологию и иконографию.
Языческое египетское богословие – это поистине явление величественное: оно развивалось дольше чем существует вся европейская цивилизация. Первоначала эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании храма египетских таинств. Осмысление и словесное сопровождение погребальных обрядов в течение веков превратилось в особый культ Древнего Египта.

 

Поделиться

0 10

Обсуждение новости

#прямая ссылка | Посмотреть ветку Illyminaty , 17 марта 2012 17:54

Я бы назвала древнеегипетскую религию во-первых политеизмом, а во-вторых монолатрией... Извините, но монотеизмом там даже и не пахнет... Есть верховный Бог, есть подчиненные ему. Где же здесь монотеизм, дамы и господа? Древнеегипетский пантеон богов - типичный пример монолатрии...

Ответить

#прямая ссылка listath , 17 марта 2012 18:17

Здравствуйте.
1. Здесь мы говорим именно о прообразе монотеистических вероисповеданий.
2. Речь шла по-факту не о Ра, а об Атоне. Доподлинно известно, что культ существовал и до Эхнатона, но именно он предпринял первую попытку реформации многобожия.
Генотеизм, о котором Вы упомянулии есть ничто иное, как переход от политеизма к монотеизму. Так в чём же Вы узрели противоречия?

Ответить

#прямая ссылка Illyminaty , 17 марта 2012 18:00

И выставлять бога Ра и его компанию прообразом монотеизма - сверх глупо.
Но это лишь моё мнение...

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку Михаил_Порядин , 10 марта 2012 18:16

Современные воззрения на Египет, на мой взгляд, довольно поверхностны
и противоречивы.
Например - мы говорим о древнеегипетской культуре меламоподов - это где-то тысяч 40 лет тому назад - каменный век певобытной общины - но как же тогда Ладья Миллонов лет?
*
Если предположить, что к меламоподам пришли люди с погибшей Атлантиды, которая в основном погибла лет 400 тыс. тому назад - тогда уж ближе к миллиону - не так ли?
*
Все наши гипотезы строят какой-то однобокий генезис типа Дарвинской эволюции, не допуская и мысли о том, что динозавры могли ходить рядом с намного более высоко развитыми сущностями, как сейчас дикари на плотах могут спокойно плыть мимо круизного лайнера полного ноутбуков...
*
Типа шутка - я купил в Улан-Уде двухтомник книги "Джуд-Ши", чтобы отвезти знакомому врачу, практикующему традиционную медицину наряду с современной европейской. Юмор в том, что когда я показал книгу ученому ламе, тот сокрушенно сказал - "вот ведь - тиражируют почему-то эти современные трактовки, у вас вариант 4-6 века нашей эры, по вашему христианскому европейскому календарю..."
То есть для него это не раритет, а новодел.
***
У меня такое впечатление, что вся современная истрия - новодел. И известные нам Египетские надписи переписаны в последние 5-7 тысячелетий, может быть специально, чтоб многое удалить из памяти.
***
Мы ведь с вами читаем не первоисточники, а ученые трактовки первоисточников. Вот уже нашли на днях камень, с которого Иисус возглашал Тору, хотя в известных мне изданиях Нового Завета об этом как-то иначе говаривалось - о некотором противлении Торе отщепенца из Назарета.
***
Конечно, то, о чем я говорю по точечным антинаучным находкам, может быть и просто фантазия.
Может быть Бог и правда создал нас всего семь тысяч лет назад - как считалось до Петра !, совесем недавно, по календарю славян...
Но может быть это просто отсчет от последнего потопа, или постоледенения?
scenic

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку listath , 11 марта 2012 02:22

Бесспорно, хронологию древнего мира нужно пересмотреть заново. Существует множество доводов в пользу того, чтобы отодвинуть принятое летосчисление ещё дальше, бог весть в какую эпоху. Возможно, на культуру Древнего Египта повлияла иная цивилизация (те же мифические атланты), свидетельством тому — сама египетская архитектура, но право же рассуждать об этом несколько рановато и самоуверенно с нашей стороны, до тех пор, пока не найдутся подлинные следы упомянутой цивилизации. В противном случае мы рискуем ещё больше погрязнуть в ничем не подкреплённых доводах и рассуждениях.
Вне всякого сомнения История наука парадоксальная и противоречивая, неоднократно переписанная и перекроенная, что ещё более усложняет её правильное прочтение в нужном ключе. Это легко объясняется желанием современников умолчать о некоторых временных событиях. Так например: пророк Мухаммед несомненно знаком с основами иудаизма и христианского учения. Для его современников — это факт. Но этот факт для современного мусульманина = святотатство, поскольку коран записан со слов ангела Джабраила самим Магометом и его ближайшим окружением. Более того в коране записано: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину» (имеются ввиду иудеи и христиане). Вот и временной парадокс, поскольку нам известно, что евангелии и апокрифы написаны за половину тысячелетия до этих строк, а про ветхий завет я вообще молчу. И что примечательно такие парадоксы свойственны разным религиям и культурам. Что касаемо псевдоисторических находок, то история эта тоже стара, как сам мир. Достаточно вспомнить св. грааль, копьё ареса и прочая... Религиям нужны святыни, а журналистам — сенсации, даже шитые белыми нитками.

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку Михаил_Порядин , 12 марта 2012 21:11

Есть такая наука - гуманитарная география.
Это... не знаю, достаточно ли компетентно пясню, так как лично встречался только с литератором, пишущим по этой теме, пишущего вестма неожиданные вещи, за что в десятку лидеров "Большой книги" за 2011 год попал. И это не журналистика на час.
Буквально на днях получил первый номер СОЦИСА (это сугубо академическое издание, тираж всего-то 1002 экз) - читаю анонс статьи Дмитрия Николаевича Замятина - так тепло стало на душе!
АНОНС
В статье предлагается и исследуется новое для социальных наук ме-
тодологическое понятие — геоспациализм. Обосновывается введение данного по-
нятия исходя из закономерностей развития европейского модерна. Необходимость
использования геоспациализма как понятия и методологического подхода связыва-
ется с переходом от пространственности к сопространственности в интерпретации
дискурсивных особенностей развития человеческих сообществ. Понятие геоспаци-
ализма помогает понять специфику цивилизационной динамики и процессы фор-
мирования воображаемых географий.
*
ОТМЕЧУ ОТ СЕБЯ - все европейские доледниковые географии можно считать воображаемыми, всё это не более чем гипотезы, уж больно хорош был тысячелетний утюг.
Но даже в современной истории - мы еше совсем недавно вполне научно обоснованно не верили Гомеру, описавшему мифическую Трою....hi

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку listath , 17 марта 2012 18:50

"Но даже в современной истории - мы еше совсем недавно вполне научно обоснованно не верили Гомеру, описавшему мифическую Трою" - ВСЕМУ своё ВРЕМЯ Подмигиваю

Ответить

#прямая ссылка Михаил_Порядин , 18 марта 2012 06:50

Возможно, пришло время понять сущность сохраненного в именах рек и гор, морей и континентов, да даже просто маленькой рощицы при деревеньке Одринцево, которую, предположим, никакому Великому Правителю под своё имя переименовывать нужды не было.

И осталось имя, связанное, по легенде, с малоизвестным событием: "Ондрей Первозванной отселе отчалил во челне на остров Валаамов, дабы Крест воздвигнути" - миф, конечно, но крест приписываемый ученику Христа есть на Валааме - как артефакт, пусть не бесспорный, но - разве мог Владимир в Киеве за один день окрестить всю Русь? Не логичнее ли предположить, что на тысячу лет ранее начался процесс вхождения в новую веру?

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ
image

Ответить

#прямая ссылка | Посмотреть ветку Миллена , 1 марта 2012 22:47

Большое Вам спасибо, очень интересно!give_heartgive_rose

Ответить

#прямая ссылка strannayaskazka , 3 марта 2012 15:43

Спасибо ,Милена!give_rose

Ответить

Автор разрешил комментарии только зарегистрированным пользователям.

Календарь

Июнь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30