Сообщество «Symphony Club»

Проводим конкурсы и мероприятия

Сообщество для тех, кто главной составляющей плэйкаста считает Музыку! Классика, инструментал, джаз...
Исключение составляют оперные арии и хоры, сцены из оперетт, отрывки месс, реквиемов, а также симфоническая музыка с включением вокальных партий. Меньше слов - больше МУЗЫКИ!


вступить

предложить
плэйкаст

Музыкальная гостиная. Ирина Архипова

25 апреля 2013 09:55, krimoza49

                                                                                   

«У нее исключительный голос. Она — выдающаяся артистка!» — писала после выступления Ирины Архиповой одна из американских газет в 1966 году. Я начинаю статью этой цитатой более чем десятилетней давности по двум причинам. Во-первых, она точно формулирует наиболее характерные черты таланта Ирины Константиновны: выдающееся в самом полном и точном смысле вокальное мастерство и яркое актерское дарование. Но это не самое существенное. Аналогичные оценки искусства замечательной советской певицы нетрудно найти в ее богатейшем, состоящем из нескольких томов газетных вырезок, пресс-досье. Хотелось привлечь внимание к столь давней рецензии еще и потому, что в ней проводилось сравнение Архиповой не больше и не меньше, как с Шаляпиным. Автор так прямо и восклицал: «Я удивлен, что до сих пор никто не назвал ее двойником Шаляпина!» И далее шла весьма обстоятельная для газетной рецензии аргументация. Вот, например, небольшой фрагмент: «Самое главное, определяющее в исполнительском стиле Архиповой — проникновение в глубины композиторского замысла и содержания произведения. Она напоминает Шаляпина русским размахом и глубиной чувств, огромным диапазоном динамических нюансов, властной силой crescendo и diminuendo, органичной естественностью и особым, чисто музыкальным обаянием фразировки».  Яркая, впечатляющая параллель! Но сразу же возникают и всякого рода, поначалу чисто эмоциональные, «разногласия». Уж очень своеобычен, уникально неповторим гений Шаляпина! Никак и ни с чем его сопоставить нельзя. Не втиснешь его ни в какие рамки, схемы и типовые категории исполнительства. Да к тому же и разность голосов Шаляпина и Архиповой затрудняет их прямое соотнесение… Все это верно. И все же сам факт возникновения подобной параллели в критической рецензии симптоматичен и

заслуживает пристального внимания.

  Аналогия эта появилась, по всей видимости, потому, что искусство Федора Шаляпина для американского критика было ярчайшим воплощением традиций русской вокальной школы. Талант же Ирины Архиповой он справедливо воспринял как одно из самых типических современных ее проявлений. А здесь есть повод для размышлений, и размышлений самых наисерьезных. Как развивается в настоящее время советская вокальная школа и каковы теперь ее связи с русским классическим вокальным исполнительством — вопрос первостепенной значимости. Но прежде всего необходимо выяснить, насколько типичен талант Архиповой для современной русской вокальной школы, лежит ли он на магистральном пути ее развития или является феноменом сугубо индивидуального значения. Рассмотрим в этой связи вкратце творческий путь певицы. Внешне биография Ирины Константиновны несколько необычна. В первые годы трудный поиск своего «я». Затем стремительный взлет, всеобщее признание, наступившее в течение буквально трех-четырех лет. А далее — если судить по отзывам прессы и по регулярному получению все новых званий и наград — спокойное и стабильное пребывание на высотах виртуозного мастерства. Именно в виде такой параболы можно представить творческий путь Архиповой.  Эта «геометрическая» аналогия невольно напрашивается, когда вспоминаешь основные вехи артистической судьбы Архиповой. Сначала занятия в музыкальной школе по классу фортепиано — успешные, но отнюдь еще не определившие музыкальной профессионализации. Затем — до консерватории — Московский архитектурный институт. Ирина Константиновна, никогда ничего не делающая наполовину, становится дипломированным архитектором. И все же влечение к музыке побеждает. Вторым вузом в ее жизни становится Московская консерватория, а блестящее окончание вокального факультета обеспечивает прием в аспирантуру. Однако первые пробы в Большой театр СССР и в Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова оказываются неудачными. В 1954 году Архипова поступает в Свердловский театр оперы и балета.  В бесчисленных очерках, репортажах и корреспонденциях настойчиво обыгрывается архитектурная специальность Ирины Константиновны. Диплом архитектора, конечно же, не причина поразительного трудолюбия и целеустремленности Архиповой в сфере оперно-исполнительского мастерства, а, напротив, следствие редкостной организованности ее натуры. Если же говорить всерьез о том, как оценивали первые «пробы голоса» молодой певицы, то лучше всего обратиться к одному из высказываний Марии Петровны Максаковой. В 1955 году (к тому времени Ирина Архипова исполнила на свердловской сцене Любашу в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Полину в «Пиковой даме» Чайковского, Амнерис в «Аиде» Верди, Кармен, Марию Шаманову в опере Крейтнера «Таня» и готовилась выступить на конкурсе V Всемирного фестиваля демократической молодежи и студентов в Варшаве, где ею был завоеван первый приз) Максакова писала: «Архипову я знаю, у нее красивый голос, и она большая умница. Лет через пять она будет широко известна».  Подобные скромно-сдержанные высказывания крупнейших мастеров, как правило, очень точны. Сейчас, спустя два с лишним десятилетия, данный отзыв особенно убеждает ясностью и четкостью мысли. Да, голос Архиповой действительно превосходен и настойчивым трудом развит до высочайших степеней виртуозного мастерства. А с какой точностью предугадано будущее певицы! В апреле 1956 года состоялся дебют Архиповой на сцене Большого театра СССР в партии Кармен. Очень быстро, в течение двух-трех сезонов, Ирина Константиновна входит в весь основной меццо-сопрановый репертуар крупнейшего театра страны. Одна за другой следуют партии Любаши, Марины Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Амнерис. В 1959 году в спектакле «Кармен» возникает знаменитый дуэт: Ирина Архипова и Марио дель Монако. В 1960 году дуэт этот с триумфальным успехом гастролировал в Италии.

Прошли предсказанные Максаковой пять лет. Ирина Архипова становится «широко известной». Талант ее начинает греметь на международной арене. Первой из советских певиц она получает постоянные ангажементы в знаменитом миланском театре La Scala. Ее выступления производят сенсацию в театрах и концертных залах стран Европы, США, Латинской Америки. Перечислять их, как, впрочем, и оперный репертуар артистки — нет смысла. Сама Ирина Константиновна, улыбаясь, говорит, что она не пела, если ей не изменяет память, только в Австралии и в Испании. В 1970 году в квартете, составленном из лучших вокалистов мира, Архипова участвовала в торжественном исполнении Девятой симфонии Бетховена на юбилейной сессии ООН, посвященной двухсотлетию со дня рождения великого немецкого композитора. Начался и продолжается тот период «стабильного пребывания на высотах виртуозного мастерства», о котором я говорил в начале статьи. Значит ли это, что вот уже без малого 2 десятилетия творческий путь Архиповой представляет собой «эксплуатацию ранее найденного», что певица пытается «стричь купоны» своих прошлых успехов? Вопрос не так прост как может показаться на первый взгляд. Бывают «творческие капиталы» такого масштаба, который допускает в известных пределах иждивенческий «творческий рантьеризм». Ирина Константиновна принадлежит к мастерам иного типа. Если сказать, что вечная неудовлетворенность сжигает и терзает ее, то это будет не совсем верно, поскольку артист всегда точно знает, чего она хочет, чего именно во имя чего добивается. Лишь достигнув поставленной цели, Архипова ставит перед собой следующую — более сложную. Но процесс этот идет у нее безостановочно и  непрерывно.

 

 Селезнев и Архипова

Учителями Ирины Архиповой были Н. Малышева и Л. Савранский. От них она восприняла фундаментальные основы искусства русского бельканто. Но это был именно фундамент. Все последующие «этажи» вокального мастерства возводились певицей самостоятельно. Каков же на сегодняшний день голос певицы? Каков уровень ее вокального мастерства? Как и в какой последовательности сменялись этапы достижения творческих высот? Строго говоря, голос Архиповой — легкое высокое меццо-сопрано. Однако отшлифован он до такой степени, что разные критики определяют его по-разному, иные даже как драматическое сопрано. С ними в известной мере можно согласиться. Меццо-сопрановые голоса часто звучат неровно. Насыщенный нижний, грудной регистр сменяется серединой иного, более светлого тембра, а затем, через несколько тусклых нот, «вспыхивает» яркий, звонкий верхний регистр. В голосе Архиповой «переключения» эти совершенно отсутствуют. Ровность звука, точность интонирования на всем диапазоне у нее столь совершенны, что их можно было бы назвать инструментальными. Но термин этот предполагает холодную ровность тембра. Голос же Архиповой очень богат обертонами. Тембр его насыщенно-

плотный.

Оперная певица Архипова

Вокальная техника артистки с каждым годом становится все более мастерской. Это блестяще подтверждает документальный цветной телефильм, посвященный творчеству Архиповой. Большая часть кадров снята сравнительно недавно, в 1974 году. Кроме них, в фильм включены также крупные эпизоды из телезаписей выступления Ирины Константиновны с Марио дель Монако пятнадцатилетней давности (финальная картина оперы «Кармен»). Совершенствование исполнительского почерка певицы при таком сопоставлении становится очевидным. Если раньше голос Архиповой впечатлял прежде всего мощью звучания, и фразировка была построена на фресковом принципе акцентировки главных, опорных интонационных пунктов, то теперь звуковедение ее стало мягче и тоньше. Иными словами, в пении Архиповой появилась за последние годы та удивительная плавность и естественность, которая вызывает ассоциации с пением скрипичного, точнее, альтового смычка. Ярко национальному, самобытному таланту Ирины Константиновны очень близок образный строй русских классических опер. Ее привлекает и их вокально-мелодическое богатство (вспомним прекрасное исполнение в «Хованщине» сцены гадания Марфы, труднейшей арии в финальной картине), и эмоционально-психологическая насыщенность музыки. В этой связи хочется упомянуть ее трактовку партии Марины Мнишек, где она находит много интересных нюансов — тончайших душевных движений, убедительно показывающих сложность отношений Марины к Самозванцу. Да, безмерное, гипертрофированное честолюбие — главная движущая сила ее Марины. Но коль скоро решила гордая полячка стать царицею московской, то и сидеть на троне рядом с ничтожеством она не сможет. Она сделает Самозванца «таким, как я хочу», и игрушкой в руках Рангони быть себе не позволит… Вообще, развитие актерского дарования Архиповой ничуть не менее очевидно, чем совершенствование вокального мастерства. В первые годы она также высвечивала прежде всего опорные, центральные грани драматургии образа. Можно вновь вспомнить дуэт с Марио дель Монако, сравнить Кармен тех лет с сегодняшней ее трактовкой этой сложнейшей партии, и мы увидим, как со временем изменился актерский рисунок роли, ставший более выпуклым, многогранным, 

объемным.

Марио Дель Монако и Ирина Архипова в опере Ж.Бизе

В западноевропейской классике Архиповой интересны в первую очередь роли остро-драматические, героико-трагедийные, взрывчатая конфликтность драматургии которых раскрывается в основном в сфере вокала. Именно поэтому ей дорога партия Кармен. Именно поэтому прочное место в репертуаре певицы занял Верди. Из героинь Верди первой по времени оказалась Амнерис. Сначала в образе дочери фараона Архипова акцентировала лишь царственную властность. Затем эмоциональная партитура роли дополнилась и усложнилась искренним, глубоким чувством к Радамесу, в результате чего образ обрел экспрессивность и особую, трагедийную (четвертый акт!) выразительность… Позднее появились драматичнейшая (но отнюдь не мелодраматическая, как нередко бывает) цыганка Азучена («Трубадур»), сильная, горделивая принцесса Эболи («Дон Карлос»), Шарлотта («Вертер» Массне). 

Первая встреча молодой певицы с советским оперным творчеством состоялась еще в Свердловске в начале 1955 года. Это была партия Марии Шамановой в «Тане» Крейтнера. Газета «Уральский рабочий» высоко оценила дебют Ирины Архиповой: «Цельное впечатление оставляет образ Марии Шамановой. Артисткой И. Архиповой выпукло переданы типические черты русской женщины — строгая, одухотворенная красота, благородство мысли и чувства. Музыкальная характеристика Шамановой сравнительно бедна, и тем более отраден успех молодой артистки, игра которой полна внутренней силы и обаяния». В высказывании этом особенно важно замечание о преодолении Архиповой слабостей авторской партитуры. Встречи ее с советскими композиторами на оперной сцене были неоднократными. Партитуры при этом оказывались неравноценными. И если, скажем, в партии Ниловны из оперы «Мать» Хренникова для исполнительски-творческого успеха достаточно было точно и ярко раскрыть замысел композитора, то в «Оптимистической трагедии» Холминова, с ее подчеркнуто доминантной ролью народно-хоровых сцен, Ирине Константиновне в партии Комиссара пришлось дополнительно углублять образ яркостью актерских красок.

Ирина Архипова

Выполнена задача эта ею была блестяще. Образ Комиссара стал центром спектакля, поднялся на уровень драматургии Вишневского. Превосходна также была ее Варвара в опере «Не только любовь» Щедрина. Заслуживают упоминания и созданные Архиповой образы Элен («Война и мир» Прокофьева), медсестры Клавдии (его же «Повесть о настоящем человеке»), татарской девушки Хаят («Джалиль» Жиганова). Репертуарный «разрез» творчества Архиповой будет не полон, а точнее, существенно обеднен, если не сказать о ее концертной деятельности. Главное место в ней занимает русская классика: Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов. Романсы их она поет с увлечением и год от года все с большим мастерством, мастерством ювелирно отточенным в самом прямом смысле слова. Показателен появившийся в последние годы интерес певицы к романсам Танеева, философское содержание которых — едва ли не самый «твердый орешек» русского классического романса. Вокальная линия этих романсов, при всей органичности и естественности, часто полна «подводных» камней, масштабная образно-эмоциональная амплитуда «закована в броню» внешней сдержанности и, настоятельно требуя яркого, глубокого раскрытия, в то же время решительно противится не только каким-либо внешним эффектам, но и вообще прямолинейной обнаженности эмоций. Архипова поет романсы Танеева превосходно, с той строгой благородной красотой, которая является, пожалуй, самой яркой приметой стиля композитора. И еще одно увлечение Архиповой — органная музыка. Первоимпульсом его была влюбленность в замечательную акустику Домского собора в Риге. Именно там начались регулярные выступления Ирины Константиновны в сопровождении органа. В величавых «вокальных конструкциях» Баха и Генделя, где техническое мастерство исполнителя должно быть безупречным, инструментальная ровность, выразительность и эмоциональное богатство голоса Архиповой проявились во всей Народная артистка СССР Ирина Архипова в гримерной.

во всей полноте.

 Эта великая труженица неустанно совершенствует и шлифует свое мастерство. Что же касается параллели между Архиповой и Шаляпиным, то даже в чем-то спорное сопоставление с этим изумительным мастером, — разве не является оно высшей похвалой оперному певцу?

 

Иннокентий Попов.

Певцы Большого театра СССР. Одиннадцать портретов. Москва: «Музыка», 1978 – с. 5-19

Поделиться

0 2

Обсуждение новости

#прямая ссылка | Посмотреть ветку Snejurova , 25 апреля 2013 10:21

Сейчас уже трудно себе представить, что на пути к совершенству у Ирины Архиповой были неудачные пробы в театры... Огромное спасибо за столь содержательное освещение ее жизненного и творческого пути! Очень признательна Вам!higirl_heart

Ответить

#прямая ссылка krimoza49 , 25 апреля 2013 10:29

Спасибо,что зашлиflower

Значение Ирины Архиповой не исчерпывается ее совершенным пением. Она была большим педагогом и большим организатором, воспитавшим и давшим путевку в жизнь многим современным русским певцам. Почти все из наших соотечественников, кто сегодня блистает на мировых сценах, включая самые громкие имена (Хворостовский, Бородина, Гулегина, Нетребко и пр.), прошли через руки Архиповой – именно она на конкурсах Глинки или Чайковского, жюри которых возглавляла много лет, отметила, поддержала молодые дарования, выросшие затем в больших артистов. Она была неустанна в поиске новых талантов и поддержке молодежи – надежды русской музыкальной культуры, для чего создала собственный фонд, который за почти двадцать лет своего существования дал огромное количество самых разнообразных концертов, представляя публике новые имена. Архипова объединяла людей – не зря, в конце 1980-х, когда все рушилось в нашей стране, именно она возглавила Международный союз музыкальных деятелей, всемерно сохраняя, укрепляя и развивая творческие контакты на просторах бывшего СССР. Продвижение молодых талантов и просветительство было основным смыслом жизни Архиповой в последние десятилетия, и на этом поприще ей удалось сделать очень много, что говорит о ней не только как о выдающейся артистке, но и как о незаурядной личности и гражданине, патриоте своей страны.
Александр Матусевич

Ответить

Автор разрешил комментарии только зарегистрированным пользователям.

Календарь

Июнь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30