Playcast

Открытка (плейкаст) «Константин Крыжицкий. Повеяло весной (1910)»

satirika , 28 февраля 2010 года, 14:22


Константин Крыжицкий. Повеяло весной (1910) Константин Крыжицкий. Повеяло весной (1910)

  В морозный зимний день порой очень хочется покинуть город и очутиться на природе, чтобы насладиться свежестью снежного леса и отвлечься от повседневности. Вы неторопливо бредете по глубокому снегу, а вокруг - необычайная тишина. Спящий лес, зимний холод, навевают вам некоторое "торжественное" оцепенение. Но душа все равно тянется к теплу, дающему жизнь. И потому так хочется проникнуть в таинство смены времен года, почувствовать новые ощущения. И вот мы уже различаем солнечные сиреневатые тени голых деревьев на снегу, мокрые от тающего снега стволы могучих дубов. Повеяло весной... Солнечный свет, играя на оранжевой сторожке, теряющейся за деревьями, создает в душе звонкое радостное настроение. В природе что-то изменилось, и только мы, зрители, впервые заметили этот праздник наступающей весны...
  Стараясь найти свою "нишу" в многообразном русском пейзаже, Крыжицкий искал необычные ландшафты и темы, его все больше стали привлекать эффекты освещения. Он мог быстро, чуть касаясь холста, написать "Закат" и в то же время в лесных этюдах прорисовывал каждую травинку. Но его вечера и закаты не столь романтичны и контрастны, как у А.К.Саврасова и пейзажистов середины XIX века, и не такие "огненные" и вызывающие, как у Ю.Ю.Клевера. Крыжицкий старался "опоэтизировать" солнечное освещение, иногда немножко "заглушить" яркость солнца, чтобы накрыть весь ландшафт "уютным розоватым покрывалом".
  Чувствуя, что симпатии зрителей стали постепенно склоняться к И.И.Левитану, а позднее и к Н.Н.Дубовскому, приветливый Крыжицкий, привыкший быть в центре внимания публики, становился вспыльчивым и раздражительным, но никогда не прекращал работы. Удача отвернулась от него. Иногда его сомнения в своем мастерстве доходили до отчаяния: ему как воздух нужны были теплые слова критики, коллекционеров картин, публики. Но взаимоотношения с П.М.Третьяковым - ревностным собирателем русской реалистической живописи и пейзажа в том числе - не сложились. Крыжицкий всегда был неуступчив в отношении цен на свои картины. В близких ему по духу выставках передвижников Крыжицкий участвовал лишь в качестве экспонента, и то, всего три раза. Его картины были попросту незнакомы публике, что отрицательно сказывалось на творчестве.
  Крыжицкий мучительно искал тему для своей лучшей картины, но сказывалась неуверенность в своих силах, неверие в то, что его наконец оценят. Может быть поэтому он не пренебрегал фотографиями, которые распространялись среди художников, пытаясь в них найти этот пресловутый, картинно выразительный образ природы, посмотреть на природу глазами фотографа, точно разделить с ним ответственность за выбор темы. Как бы то ни было, но в случае с картиной "Повеяло весной" у Крыжицкого совсем сдали нервы, когда в прессе покатилась волна статей, жестоко злорадствующих и обвиняющих его не в использовании фотографии, а в плагиате только потому, что по этой же фотографии написал ряд картин художник Бровар. Журналисты отмечали, что изгиб деревьев второго плана на картинах Крыжицкого и Бровара одинаков. И хотя Крыжицкий исполнил картину более изящно, причем он внес некоторые изменения по сравнению с источником, репутация его была изрядно подмочена. Если Бровару, художнику молодому, не успевшему еще как следует проявить себя, такое обстоятельство было на руку, то для Крыжицкого - служило пощечиной. А пресса, по природе своей привыкшая завоевывать популярность у читателя при помощи разоблачений, грязных историй, раздула скандал, невзирая на заслуги Крыжицкого, на то, что еще совсем недавно чествовала 25-летие его художественной деятельности.
  Художник не смог вынести позора. Он достиг изумительной простоты в выборе темы, и эта удача привела его к вниманию публики, но к какому?! Удар был слишком силен, а оправдываться, что-то доказывать - значило еще больше противопоставлять себя всем. Да и что можно доказать обществу, помешанному на скандалах, находящему в них некий дух времени? Бороться с ним в одиночку, когда никто из художников и критиков не выразил поддержки - было бесполезно. И в порыве отчаяния Крыжицкий наложил на себя руки.
  Вопреки известному отношению церкви к самоубийцам, Крыжицкого похоронили открыто, при большом стечении людей. Ведь все понимали, что это была дуэль художника с обществом, в которой все шансы были на стороне последнего. Казалось бы, у Крыжицкого оставался шанс уехать куда-нибудь и не возвращаться до тех пор, пока не затихнет газетная шумиха, как это сделал в свое время Клевер в похожей ситуации. Но невнимание публики, обиды от Академии художеств привели к тому, что Крыжицкий окончательно потерял и веру в себя, и свою публику, а история с картиной "Повеяло весной" надломила его окончательно.
...Почти сто лет отделяет нас от событий весны 1911 года, роковой для Крыжицкого. Кто сейчас обвинит художника начала XX века в использовании фотографии? Кому это может быть интересно? Да и правомочен ли суд над искусством, какой затеяли злорадствующие газетчики начала века? А на картине, волею случая ставшей итоговой для художника, начинается новый день, полный возвышенных переживаний, искренней любви к родной природе и надежд на счастливое будущее...




Звук:A.S.Arensky (1861-1906) - Piano Concerto in F, op.2: II. Andante con molto (performers: Alexei Cherkassov [piano], The USSR Radio Symphony Orchestra, con. Alexandr Alekseev; album "A Russian Concert: A.Arensky, M.Ippolitov-Ivanov", rec.1897), www.playcast.ru
Изображение: Константин Яковлевич Крыжицкий [1858-1911] - Повеяло весной. 1910г. (скан из альбома "Забытые имена. Русская живопись XIX века", Изд. "Белый Город", 2008г, стр. 329, личн. библ. автора плэйкаста)
Текст:Александр Шестимиров - "Константин Яковлевич Крыжицкий" / из альбома "Забытые имена. Русская живопись XIX века" (Изд. "Белый Город", 2008г, стр. 328-333), личн. библ. автора плэйкаста
Тэги: природа весна лес критика крыжицкий аренский