Playcast

Открытка (плейкаст) «О Кустодиев, Кустодиев...»

Grei_5 , 6 июля 2010 года, 17:52


 Кому: Natalias

О Кустодиев, Кустодиев... О Кустодиев, Кустодиев...
Талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор, Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства. Но с наибольшей силой его дарование проявилось в поэтических картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. "Не знаю, - писал Кустодиев, - удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин..."

Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и неизбывную любовь к Поволжью - краю, где прошли его детство и юность. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, и все материальные заботы легли на плечи матери. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. "Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, - писал впоследствии Б. М. Кустодиев, - был как на ладони... Это были живые типы Островского...

   Через десятилетия пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен... Он твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. "На Кустодиева, - писал Репин, - я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу..."

  

Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: "Праздник в деревне" (1907, ГТГ; 1910, ГРМ), "Гулянье на Волге" (1909, Костромской краеведческий музей). Картины имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом.

В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь - туберкулез позвоночника - требовала неотложных мер. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Он томится вдали от родины, и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей. В 1912 году он написал картину "Купчихи" (Киевский государственный музей русского искусства) - одну из первых в галерее купеческих образов. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную, неторопливую беседу. Переливаются всеми цветами радуги их шелковые платья, сверкают звучными красками расписные шали. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный.

  

Творчество Кустодиева остается лучезарным и оптимистичным, хотя болезнь все прогрессирует.

..."Священнодействуют" московские извозчики, сидя в трактире за чашкой чая ("Московский трактир", 1916, ГТГ). Степенно и важно совершают они ритуал чаепития. Надрывается граммофон на стойке, мурлычет кошка, задремал на стуле половой. Картина полна метких, забавных подробностей, подмеченных художником.

Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых - создать обобщенные, собирательные образы женской красоты: "Купчиха" (1915, ГРМ), "Девушка на Волге" (1915, Япония) и "Красавица" (1915, ГТГ). В картине "Купчиха" художник восхищается пышущей здоровьем, полногрудой статной русской красавицей, в которой есть что-то необычайно пленительное. Солнечные, желтые, розовые, синие краски пейзажа перекликаются с коричнево-красным тоном ее платья, цветной шалью, и вместе все сплетается в яркий красочный букет.

  

Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Наступил полный паралич ног. "Мой мир теперь, - писал он, - это только моя комната". В стенах своей мастерской Кустодиев радостно встретил весть о революции и одним из первых среди художников откликнулся на нее. Художником была исполнена картина "27 февраля 1917 года" (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма.

   Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Он исполнил декорации к спектаклю "Горячее сердце" А. Н. Островского, и успех обеспечил далее постоянные заказы; в 1913 году художник оформлял "Смерть Пазухина" в Московском Художественном театре и выполнил не только декорации, но и эскизы костюмов. С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского "Свои люди - сочтемся", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Волки и овцы", "Гроза". Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Купеческий мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка - все это было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева, и декорации он пишет легко и быстро.

  

В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы, способные передать грандиозность и величие перемен в стране. Он задумал новый образ народного героя. Исполинская фигура большевика ("Большевик", 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. В этом образе - неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения, картина волновала смелостью живописного, композиционного построения, искренностью, желанием художника откликнуться на события времени.

   Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера. Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства. Произведения Кустодиева, яркие, оптимистичные, продолжают жить, доставляя огромную эстетическую радость людям



Звук:Ансамбль "ПЕРЕПРАВА" - Сувенир (народная), инструментальный альбом "Русский сувенир", 2006г, pereprava.ru К себе
Изображение: картины Б.М.Кустодиева: "Автопортрет" (1912г), kustodiev-art.ru, "Купчиха за чаем" (1918г), kustodiev-art.ru, "Купчиха с зеркалом" (1920г), kustodiev-art.ru, "Купчиха, пьющая чай" (1923г), www.art-catalog.ru ;(коллаж Grei_5)
Текст:Биография Кустодиева (1878-1927) из книги Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. "50 кратких биографий мастеров русского искусства", Ленинград, 1971 г., www.hrono.ru