Playcast

Открытка (плейкаст) «"Берёзка" - 1»

nniknel65 , 10 марта 2011 года, 19:40



Почти до последних дней своей жизни, три десятилетия Надежда Сергеевна Надеждина руководила «Березкой».

А начиналось все так…

Надя могла часами танцевать в школьном хореографическом классе. Она была невысокой, тонкой, пластичной. Когда начинала звучать музыка, ее воображение рисовало разные радостные картины. Ей казалось, что она не в холодной комнате для занятий, а где-нибудь на поляне, где множество цветов… Надя видела зеленый луг, в который хотелось упасть лицом…
Она родилась в Вильно (Польша) в 1908 году, 100 лет назад, в семье известной писательницы А.Я. Бруштейн. Когда дочь после окончания школы сказала, что хочет танцевать, мать нахмурила брови. Умная, талантливая, успехи по всем предметам. Какие танцы? И она строго сказала: «Нет». Потом, уже менее сурово добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся».

Но Надежда настояла на своем. Она стала ученицей известного педагога А.Я. Вагановой в балетной школе Петрограда. Девушка ежедневно оттачивала свое мастерство, умела, как никто другой, донести «смысл» каждого движения танца до зрителей. Уже к концу обучения стало ясно, что Надю ждет большое будущее. И педагоги в ней не ошиблись. Уже на первом экзаменационном показе ей предложили работу в Большом театре.
Она летела домой как на крыльях. «Мамочка, – радостно воскликнула Надя, – я уезжаю в Москву. Я – артистка балета!» Александра Яковлевна грустно спросила дочь: «Значит, твоя мечта сбылась?» Надежда опустила голову, задумалась на мгновение, потом уверенно ответила: «Сбудется, обязательно сбудется».

9 лет упорного труда в Большом театре принесли результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера», «Раймонда»... Ее страсть к танцам была оценена по достоинству. Она перетанцевала в театре русские, украинские, испанские, венгерские танцы. Актеры сбегались посмотреть, как лихо девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы.

В 1941 году Надежду попросили поработать в коллективе ансамбля Сибирского военного округа в качестве художественного руководителя. Дело это было для нее новое и ответственное, но она справилась, хотя больше приходилось заниматься хозяйственной работой, а не творческой. А спустя 3 года, когда Надежде исполнилось 35 лет, ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады. Она с присущей ей энергией и неутомимостью практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар. Казалось, что все в ее жизни складывалось удачно. От гастролей нет отбоя, зрители принимают новый коллектив на «Ура!», цветы, аплодисменты, поклонники…
У нее молодой и талантливый муж, но уже известный художник, график В.В. Лебедев, в свое время сотрудник «Сатирикона», один из основателей «Окон РОСТА». С ним Надежда познакомилась в Москве, когда играла в Большом театре.

И тут долгожданный сюрприз. В коллективе народного хора г. Калинина (Тверь) не было руководителя для постановки танцев. Надежду пригласили поработать, и она согласилась. Впервые она должна была работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом. Потом Надежда не раз благодарила судьбу за столь щедрый подарок. Несколько лет подряд она ездила из Москвы в Калинин и обратно, мысленно «протанцовывая» все фрагменты движений.

И опять был грандиозный успех, залы, полные зрителей, хвалебные статьи в газетах …

Но она была не она, если бы не решилась сказать себе, что давно готова работать самостоятельно, с собственным коллективом. «В 40 лет все начинать с нуля? – спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды, – зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?» Только муж Владимир Васильевич радостно заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».

Теперь она целыми днями пропадала в учебных заведениях, танцевальных коллективах, по «крупицам» собирала свой коллектив. И вот в 1948 году впервые на сцену театра московского сада «Эрмитаж» вышли 16 статных девушек в красных сарафанах с платочками в руках и веточками березы. «Хоровод» зрители приняли с радостью. Всех покорили лиричность, неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» Надежды. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина.

Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сиюта», «Сударушка» и многие другие были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Трудно было поверить, что это не сцена вращается, а танцуют девушки. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров. Со временем появился и свой оркестр народных инструментов...

Надежда Сергеевна давно обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре, отметила «задушевность» ее танца. Привлекала и внешность девушки. Голубоглазая Мира Кольцова с пшеничной косой была настоящей русской красавицей. Теперь надо было только уговорить девушку работать в их ансамбле.

А «превращать» балерин в «березок» Надежда Сергеевна уже научилась. Очень скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля.

Мира Михайловна Кольцова, народная артистка РФ, художественный руководитель Государственного хореографического ансамбля «Березка» им. Н. Надеждиной отметила в 2008 году свой творческий юбилей – 50-летие. Из них вот уже 30 лет она руководит «Березкой».

Муж Кольцовой, Леонид Константинович Смирнов, является главным дирижером оркестра ансамбля. Сын Филипп – композитор, а внук оканчивает музыкальную школу. Неслучайно их семью все в ансамбле называют музыкальной «шкатулкой». В своей работе Мира Кольцова следует заветам своего Учителя – Надежды Надеждиной, которая всегда преклонялась перед русским фольклором. Постановки Кольцовой «Радуга», «Раздольная», «Кружевницы», «Петрушка» в исполнении ансамбля известны в 80 странах мира. Артисты «Березки» побывали в Италии, Греции, Аргентине, Чили, КНДР, Испании и Китае, а также в Польше, на Кипре.

Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию… В танцах актеров – русский нрав, сила и красота народа.



Звук:муз. Е.М.Дрейзина, сл.А.Безыменского, старинный русский вальс «Берёзка», исп. ансамбль «Берёзка»,музыкальный фрагмент фильма «Девичья весна», 1960г. , видео от Pereimia - www.youtube.com, К себе
Изображение: "Берёзка" - 1.Ансамбль "Берёзка", автор не указан - www.mmdm.ru Фотоснимки: Надеждиной Н.С. - shkolazhizni.ru, Кольцовой М.М. - shkolazhizni.ru, на остальное - в 3-м комментарии
Текст:Статья «Чем ансамбль «Березка» покорил весь мир?», Ольга Конодюк, в познавательном журнале «Школа жизни» , 17.12.2008г., - shkolazhizni.ru
Тэги: ансамбль_берёзка надежда_надеждина мира_кольцова русские_хороводы