Playcast

Открытка (плейкаст) «Голос древней традиции»

Judit , 22 июля 2011 года, 21:26


Голос древней традиции Голос древней традиции

Этот швейцарско-американский композитор, чей день рождения - 24 июля, прославился включением еврейских богослужебных мелодий в произведения, написанные в современных жанрах и современным музыкальным языком. 

Известный скрипач, композитор и дирижер Эрнест Блох родился в Женеве 130 лет назад в семье Софии Брауншвейг и Мориса-Меира Блоха. Мальчик не получил классического музыкального образования, но, поскольку он родился в семье довольно богатого еврейского часовщика, родители взяли сыну домашнего учителя. Первым языком Эрнеста был не идиш, которым свободно владели родители, а французский, и мальчик легко освоил его, а затем, после дополнительных частных уроков, стал свободно говорить по-английски и по-немецки.

Освоив дома языка и азы музыкального искуства, юноша продолжил занятия музыкой у лучших педагогов. Он учился у Э.Жак-Далькроза в Женеве и в течение нескольких лет совершенствовался в скрипичной игре в Брюсселе у Э.Изаи. Затем работал дирижером в Лозанне (1911–1915) и преподавал композицию в Женевской консерватории. С 1910 года Эрнест Блох дирижирует в Женеве и других городах Европы. Параллельно читает лекции по эстетике и социологии и пишет несколько больших произведений одновременно, заявляя, что это будет еврейский цикл.

Вообще к еврейской культуре Блох приходит через мистицизм и смутные ощущения, которые потом складываются в некий "голос древней традиции". Этот голос, конечно же, был связан с атмосферой традиционного еврейского дома, что нашло отражение в целом ряде его наиболее удачных сочинений. Таковы "Три еврейские поэмы для оркестра" (Trois poemes juifs, 1913); симфония № 2 "Израиль" (Israel, 1917); "Шломо, еврейская рапсодия" для виолончели с оркестром (Schelomo: a Hebrew rhapsody, 1915–1916); "Баал Шем, три картины из жизни хасидов" для скрипки с оркестром (Baal Schem, 1923); "Псалмы" (Psalms, 1912–1914); "Еврейская сюита" для скрипки и фортепиано (Suite hebraique, 1923); "Глас вопиющего в пустыне", симфоническая поэма с солирующей виолончелью (Voice in the Wilderness, 1937); и, наконец, одно из наиболее известных сочинений Эрнеста Блоха – синагогальная служба "Аводат ха-Кодеш" для смешанного хора и оркестра (Avodath Ha-Kodesh, 1934) - "Священная служба", которая почти восстанавливает древнюю еврейскую музыку.

Много лет маэстро Блох был директором консерватории в Кливленде и в Сан-Франциско.
Кстати, пьесы для скрипки "Три картины хасидской жизни", посвященные основателю хасидизма Баал Шем-Тову, были написаны Блохом именно в Кливленде в 1923 году, когда он там преподавал, и их до сего дня исполняют все ведущие скрипачи мира.

Однако талант Эрнеста Блоха не позволил ему ограничиться только еврейской тематикой. В 1903 году он написал оперу "Макбет" по Шекспиру (либретто Э.Флега). Она прошла 15 раз в парижской «Опера комик» в 1910 году и была возобновлена в Неаполе в 1938 г. Известность Блоха в Европе и США быстро росла благодаря его симфоническим произведениям. Так, композитор написал симфонию с хором "Америка" (America, 1917): посвященную памяти Авраама Линкольна и Уолта Уитмена. Страну, где он родился, Швейцарию, Блох почтил в симфонической поэме "Гельвеция" (Helvetia, 1929). Важными событиями в творческой жизни композитора стали и его ранние симфонические произведения, например, "Жить и любить" (Vivre et aimer, 1900) и "Зима – весна" (Hiver – printemps, 1905), а также более поздние – "Симфоническая сюита" (Suite symphonique, 1945), оркестровая сюита "Поэмы моря" (Poems of the Sea, 1923) и особенно два часто исполняемых больших концерта (Concerti grossi, 1925 и 1953), в которых черты доклассических инструментальных жанров сочетаются с современным языком композитора.

Кроме того, нельзя не упомянуть две скрипичные сонаты, "Мистическую поэму" (Pome mystique) для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт, скрипичный концерт и несколько струнных квартетов. Вторая опера Блоха – "Иезавель" (Jezabel) осталась незавершенной. Умер Эрнест Блох в Портленде, штат Орегон, 15 июля 1959 года.

И, наконец, одна интересная деталь биографии Эрнеста Блоха. Его творчество необычайно нравилось  еврейскому композитору Шалому Секунде (автору знаменитой песни «Ба мир бисту шейн»), особенно по душе ему был "Еврейский цикл" Блоха. Впрочем, сам Блох в свое время не получил формального музыкального образования, но брал частные уроки музыки у лучших учителей. Именно поэтому маэстро Блох любил давать уроки, особенно способным ученикам. После посещения очередного концерта маэстро Блоха Секунда позвонил к нему домой и спросил о возможности брать частные уроки композиции. Уроки Блоха стоили $20 в час, но когда Шалом пришел к нему в первый раз и Эрнест Блох послушал его музыку, то, забыв об оплате, решил, что будет сам … выплачивать ему стипендию в течение года. И вскоре Секунда прослыл серьезным специалистом в области еврейской музыки, не только театральной, но синагогальной.



Звук:Suite hebraпque, for Violin & Piano (1951) III. Affirmation. - Эрнест Блох rutracker.org К себе
Изображение: Коллаж Judit - Зарисовки в бессарабском местечке. Еврейский музыкант, скрипач и баянист!// Свистеть и танцевать - во всём он специалист! Эдуард Майдэнберг www.soroki.com
Текст:Йонатан Спектор, Иерусалим www.newswe.com Еврейская скрипка Эмма Рухл Шейнаwww.stihi.ru