Плейкаст «ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОР»

Штефания , 17 мая 2012 года 1:30

Посмотреть в полном виде

 Кому: Проект: «Я поведу тебя в музей» Соо «РНТ»

ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОР ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОР

Санкт-Петербург является родиной отечественного фарфора. Здесь в 1744 году, в период царствования Елизаветы Петровны была основа первая в России и третья в Европе фарфоровая мануфактура, снискавшая славу не только в своём отечестве, но и далеко за его пределами.
Фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (проспект Обуховской Обороны, 151), ведущее предприятие в стране по изготовлению высокохудожественного фарфора. Выпускает около 500 наименований изделий из твёрдого, мягкого и костяного фарфора. Основан в 1744 как Порцелиновая мануфактура. Первое в России и одно из старейших в Европе фарфоровых производств. С 1765 года - Императорский фарфоровый завод, с 1917 года - Государственный фарфоровый завод. В 1925-м заводу присвоено имя М.Ломоносова. Со дня основания работал по заказам императорского двора. На рубеже XVIII и XIX вв. производство фарфора достигло наивысшего расцвета, завод выпускал сервизы, вазы, портретные бюсты в стиле классицизма, затем ампира (в том числе с росписями на темы Отечественной войны 1812). По художественному и технологическому качеству изделий завод стоял на одном из первых мест в Европе. Здесь работали скульпторы Ж.Д. Рашетт, С.С. Пименов, А.И. Воронихин, архитектор К.И. Росси, лепщик П.У. Иванов, живописцы А.П. Захаров, А.С. Канунников, Ф.И. Красовский... С 1915 года на заводе впервые в России организован выпуск технологического фарфора: химической и лабораторной посуды, высоковольтных и автосвечных изоляторов... В 1920-м - налажено производство технологического, бытового, художественного фарфора целиком из отечественных материалов, освоена новая советская тематика в росписи (изделия так называемого агитационного фарфора С.В. Чехонина, А.В. Щекатихиной-Потоцкой...) и скульптуре (произведения В.В. Кузнецова, Н.Я. Данько...). В 1930-м, специализируясь в основном на выпуске уникальных образцов (изготовление красивых ваз, бюстов, скульптуры), завод одновременно значительно увеличил выпуск массовой продукции, создал новый стиль советского массового фарфора. В 1941-45гг. завод эвакуирован, выпускал продукцию для нужд фронта. В послевоенные годы ориентирован на выпуск художественного фарфора серийного и массового производства. В ходе реконструкции завода впервые в отрасли налажено изготовление многокрасочной сдвижной деколи для механизированного декорирования, применены полуавтоматы для литья изделий, внедрены печи для скоростного обжига, впервые в СССР создано производство тонкостенных изделий из костяного фарфора. Современные изделия выпускаются по образцам художников декоративно-прикладного искусства А.В. Воробьёвского, В.М. Городецкого, А.А. Лепорской, Н.П. Славиной, С.Е. Яковлевой, И.И. Ризнича... Продукция завода экспортируется более чем в 20 стран, в 1980-м удостоена международной премии «Золотой Меркурий». На заводе 8 лауреатов Государственной премии СССР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1944). Действует музей (основан в 1844; около 20 тыс. экспонатов, представляющих все периоды истории завода, в том числе предметы из императорских сервизов: «фарфоровый букет» П.У. Иванова, статуэтки по моделям К.А. Сомова и В.А. Серова, «агитационный фарфор», образцы современной продукции). Мемориальная доска, посвящённая создателю русского фарфора Д.И. Виноградову. 

В первой половине 19-го века фарфор в России был чрезвычайно моден. Изящная посуда и милые безделушки из фарфора были непременным украшением любого светского дома. В 1829-м году мастер Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода Петр Иванов составил шихту бисквитной массы, пригодной для создания самых тонких пластических композиций. Вершиной творчества Петра Иванова стал букет, созданный специально по случаю Всемирной международной выставки 1851-го года в Лондоне и хранящийся ныне в Государственном Эрмитаже. Вскоре после выставки Иванов умер, а секрет его уникального букета оставался неразгаданным более 150 лет. 

В шестидесятых годах работниками Ломоносовского фарфорового завода Н.Н. и Э.А. Пименовыми было создано четыре букета, два из которых хранятся в запасниках Эрмитажа. Однако по разным причинам эта тема не получила развития. Евгений Андреев – один из создателей фарфоровых букетов, которые выставлены в салонах-магазинах Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. Творением Иванова Евгений вдохновился много лет назад. Тогда он занимался техническим перевооружением ЛОПО «Народные художественные промыслы» и прямого отношения к фарфору не имел. Но так получилось, что ещё в советские годы судьба свела Евгения Андреева со специалистом НИИ фарфора Виктором Винтером и модельщиком ЛОПО НХП Анатолием Моргуном, с которым с 1990-го года производили изделия из майолики, фарфора и работали над разгадкой секретов Ивановского фарфора. Десять лет ушло на то, чтобы фарфор приобрёл желанную тонкость, прозрачность, пластичность и безупречно белый цвет. За основу бисквитной массы взяли вторичные кварциты, исследованием которых до этого занимался около 20 лет Виктор Винтер в НИИ фарфора. Сейчас сложности начального этапа позади. Евгений Андреев с улыбкой вспоминает первые цветы, которые по сравнению с нынешними выглядят наивно неуклюжими. Самый первый букет выполнен на срезе агата и это стало традицией фирмы. Андреев считает, что пластины натурального камня - достойный пьедестал для фарфоровых цветов. Сегодня белые цветы поражают воображение изысканной красотой и игрой света, которую придаёт им полупрозрачный фарфор. Он как будто светится, заставляя усомниться в рукотворном происхождении. Кажется, ещё секунду назад фарфоровое чудо было срезано в настоящем саду. И, тем не менее, цветы сделаны вручную. Чтобы заниматься таким кропотливым делом, нужно иметь не только терпение и усидчивость, но и большую любовь к этому делу. 
- Результат,- говорит Евгений Андреев,- оправдал все первоначальные сложности. Для нашего коллектива главное, что мы достигли тех же результатов, которых достиг в своё время и Петр Иванов. Основу коллекционных фарфоровых букетов составляют розы. Именно они больше всего любимы публикой. У каждой фарфоровой розы, как и садовой, своё лицо и своё очарование. Но, кроме роз, есть ещё георгины и астры, ромашки и гвоздики. Любимый цветок Андреева - орхидея. Сделать ветку орхидеи технически очень сложно, ведь фарфор очень капризный материал, но Евгений уверен, что в ближайшем будущем ценители прекрасного смогут полюбоваться и таким чудом.



Звук:Лондонский симфонический оркестр, дирижёр: Андре Превен (Превин), "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" (П.И. Чайковский) - lso.co.uk, intoclassics.net
Изображение: Коллаж автора плейкаста из фото: "Букет бисквитный" мастера П.У. Иванова с сайта музея императорского фарфорового завода - www.hermitagemuseum.org
Текст:"Фарфоровый завод" - dic.academic.ru + "Букет бисквитный" - www.hermitagemuseum.org - © Государственный Эрмитаж, 2011



поделиться
закрыть
Социальная сеть Cсылка HTML-код BB-код Отправить на Email
Для отправки плейкаста, выберите социальную сеть, в которой находится ваш друг:
Пожалуйста, подождите.
закрыть
 
 

Последние комментарии (всего 56)