Playcast

Открытка (плейкаст) ««ЯНТАРНАЯ КОМНАТА ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА...»»

natali_097 , 6 июня 2013 года, 17:49


От: natali_097

 Кому: ПРОЕКТ " ЯНТАРНАЯ КОМНАТА ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА". И МОИМ ДРУЗЬЯМ ! ! !

«ЯНТАРНАЯ КОМНАТА ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА...» «ЯНТАРНАЯ КОМНАТА ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА...»

   

Янтарная комната - восьмое чудо света      


Этот шедевр был удивительно несчастлив с самого своего рождения, а споры вокруг его судьбы не утихают до сих пор, обрастая все более невероятными подробностями.

Ученые и художники признают: Янтарная комната утрачена во время Великой Отечественной войны безвозвратно, но при этом поиски оригинала не прекращаются и точка в поисках Янтарной еще не поставлена.

Восхождение на престол нового короля Пруссии Фридриха I Гогенцоллерна подтолкнуло его на создание неповторимого и уникального шедевра искусства, который бы служил вечным памятником коронования монарха в Кёнигсберге.

Эту идею предложил главный королевский архитектор Андреас Шлютер. Фридрих I поддержал этот замысел, заранее предвкушая, какое неизгладимое впечатление произведёт сей уникальный шедевр на правящие династии Старого Света.

А натолкнуло Шлютера на эту мысль содержимое дворцовых кладовых, где скопилось большое количество янтаря. Помимо сырья, были обнаружены и три янтарные рамы, привезённые из янтарных мастерских Кёнигсберга.


Первоначальный замысел был поистине грандиозен и претенциозен одновременно. Планировалось создать целую галерею из застывшей балтийской смолы в берлинском замке Шарлоттенбург.


Однако, оказавшись перед проблемой больших затрат и необходимостью выделять на приобретение материала астрономические суммы, Фридриху I пришлось умерить свои амбиции и смириться с мыслью о невозможности осуществления грандиозного замысла и возведения замковой галереи. Было решено покрыть янтарными панелями относительно небольшое помещение, размером в обычный кабинет. Общая площадь покрытия должна была составить примерно 70 квадратных метров.


Для воплощения идеи в жизнь были приглашены лучшие мастера и профессионалы. Кроме Шлютера, в работе над градиозным замыслом принимали участие самые лучшие мастера и профессионалы своего дела.


По королевскому указу были приглашены специалисты экстра-класса из янтарных мастерских Кёнигсберга, Эльблонга, Камень- Поморски, Любека, Брюгге.

 

 

Со смертью Фридриха I работы над созданием Янтарного кабинета прекратились. Детали так и не завершённого проекта упаковали в ящики и поместили в подвалы берлинского Цейхгауза и благополучно забыли о них. Демонтированные и уложенные в ящики детали янтарного декора покоились без надобности в хранилище до тех пор, пока Фридриха Вильгельма  I (сына Фридриха I) не посетил с визитом русский царь Пётр I, совершавший второе большое заграничное путешествие по Европе (1716 - 1717 гг.).

Пётр I остро нуждался в союзниках против Швеции и надеялся на тесный союз с Пруссией. Прусский король тоже был заинтересован в поддержке России и обе стороны приняли две декларации. В одной из них подтверждался прежний союз, заключённый в 1698 году, а во втором Фридрих Вильгельм  I обещал возобновить дружественные отношения с герцогом Мекленбургским.   


Дабы скрепить союз более крепкими узами, фельдфебель на троне проводит тонкую комбинацию - преподносит русскому государю Янтарную комнату и прогулочную яхту "Либурника". Презенты и в самом деле королевские и Пётр I с восторгом принимает их, "не замечая" того, что кабинет не доделан и разобран, а судно едва держится на плаву и требует капитального ремонта, но, как говорится, дарёному коню в зубы не смотрят.   


Прусский король убил двух зайцев. Можно сказать, что он избавился от ненужных ему вещей, получив взамен 55 русских солдат-великанов для своей армии.


Таким образом, в январе 1717 года Янтарная комната совершает вояж из Берлина в Петербург. Из доставленных в Петербург фрагментов создать цельный интерьер было нереально.

Во-первых, Янтарный кабинет так и не был завершён, во-вторых, для сей диковины не было подходящего помещения, размеры которого соответствовали той комнате, чьи стены были облицованы в Берлинском дворце, и, в-третьих, в декоративном убранстве отсутствовало несколько значительных фрагментов, что придавало ансамблю некую ущербность.

Именно по этим причинам панели не собирались в единую композицию, а были выставлены на показ в разобранном виде, в таком, какими их и привезли. Невероятно, но факт: Петр I так никогда и не увидел янтарного кабинета.


Более 20 лет шедевр пылился невостребованным, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца – своей официальной резиденции.

В 1743 императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли «исправить» кабинет. Нехватка янтарных деталей была восполнена зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь».


Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась – прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета.


Собранная таким образом комната с 1746 г. стала служить местом для официальных приемов, но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию.


Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.


Но, чтобы чудо Янтарной комнаты было по-настоящему оценено, понадобились еще более четверти века и воля Екатерины Великой. Императрица повелела установить новые панно во дворце в Царском Селе. Растрелли снова внес в них изменения. Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 г. а эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.


Так что свое настоящее рождение шедевр отметил только в 1770 г. Но не зря он столько лет "вызревал": те, кто видел комнату, описали ее как "образец изобретательности, торжественной праздничности". Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.


Янтарный убранство занимало три стены и было расположено в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние.


В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В юго-западном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.


В 1941 г.  история Янтарной комнаты закончилась.
Ее не смогли эвакуировать из Пушкина: хрупкие и постаревшие панно не пережили бы переезда. Тогда их укутали ватой, закрыли бумагой и деревянными щитами. Когда в город Пушкин вошли немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. Шедевр был отправлен в Восточную Пруссию с плачевном виде: без плафона, наборного паркета, без канделябров и нескольких десятком миниатюрных украшений, составлявших декор уникума и превратившихся ныне в трофейную добычу.


В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга.


Доставленная в Кёнигсберг, Янтарная комната была собрана и выставлена в марте 1942 года в южном крыле Кёнигсбергского замка в помещении № 37. На церемонию открытия были приглашены высокопоставленные чины, фашистские партийные бонзы, искусствоведы и репортеры. В честь этого знаменательного события была даже выпущена почтовая марка.


Доктор Роде добился желаемого - Янтарная комната оказалась в его руках, но это была уже не та блистательная Янтарная комната Екатерининского дворца, а её ущербный вариант. Это было последнее место, где демонстрировался шедевр.
Весной 1945 года Янтарная комната в очередной раз была разобрана и помещена в Орденском зале Королевского замка, а затем перенесена в подвал. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

 Дальше - главная тайна Янтарной комнаты. По первой и основной версии, отступая, фашисты прихватили ее с собой. Это-то и подталкивает исследователей к бесплодным розыскам шедевра в Германии. Но есть и другая версия, менее известная. Четыре года назад британские ученые опубликовали воспоминания хранителя Янтарной комнаты, из которых будто бы следует, что ее сожгли красноармейцы, занявшие Кенигсберг. Правды по-прежнему не знает никто. От этого загадка комнаты обрастает новыми легендами.


Кажется, что не осталось такого уголка, где бы ни искали Янтарную комнату: Восточная Пруссия, Прибалтика, Германия, Австрия, Швейцария, Чехия и даже Южная Америка. Идея найти утраченные сокровища бередила умы таких мэтров детективного жанра, как Жорж Сименон и Юлиан Семенов..


После многолетних и бесплодных поисков и упразднения в 1984 г. государственной комиссии по розыску шедевра (действовала с 1967 г.), было окончательно решено воссоздать Янтарную комнату по имеющимся эскизам. Первые шаги были начаты реставраторами ещё в 1979 г.


Сегодня это Царскосельская янтарная мастерская - единственная в мире, где умеют работать с янтарем так, как это делали в XVII-XVIII веках. Решение казалось дерзким. Ведь прежде чем приступить к созданию комнаты, надо было возродить "янтарную школу", которая была утрачена после революции. К концу XX века нигде в мире не оставалось специалистов, которые знали бы, как работать с капризным камнем. Пришлось заново "изобретать" вещи, которыми пользовались в XVII веке. И станки сначала собирали из "запчастей", потом стали заказывать по чертежам. Поэтому и говорить не надо, что техника уникальна. По прошествии 20 лет трудов мастера смогли сами оценить, насколько точно им удалось приблизиться к оригиналу. В 97-м году в Германии нашлась часть интерьера Янтарной комнаты - одна из ее флорентийских мозаик. У мастеров появилась уникальная возможность сравнить оригинал с копией. Сходство было идеальным — детали совпадали до мельчайших подробностей. Такой работой российские реставраторы могли гордиться по праву.


Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.
В 31 мая 2003 года Янтарная комната в Царском Селе открылась вновь - началась ее "вторая жизнь".
Высота стен - 7,8 метра, три стены отделаны янтарем, общая площадь которых - 86 кв. м. На это ушло 6 тонн янтаря, около 12 млн долларов.
Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» — возрожденную русскими мастерами Янтарную комнату.

П.С.: самое первое фото зала - довоенное, так выглядела утраченная "настоящая" Янтарная комната до войны.

 

                                                                                                      



Звук:Исполняет Виктор Королев - Хрустальный замок: текст песни music-shanson.ru К себе
Изображение: простер Янтарная комната - восьмое чудо света vestnikk.ru РАМКА Мастер Милая ЛЕДИ 4maf.ru РАЗДЕЛИТЕЛИ-2 4maf.ru
Текст:ТЕКСТ Янтарная комната - восьмое чудо света vestnikk.ru
Тэги: любовь камни камень янтарь

Комментарий автора

«ЯНТАРНАЯ КОМНАТА ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА...»