Playcast

Открытка (плейкаст) «Безударная гласная в корне слова.»

nedorosl74 , 7 июля 2013 года, 17:26


Безударная гласная в корне слова. Безударная гласная в корне слова.

ПРАВИЛО №1: безударная гласная в корне слова.

Чтобы правильно написать безударную гласную,надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

 

 

Сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.

 

ПРИ-ШКОЛЬ-Н-ЫЙ  

ПРИ- приставка, ШКОЛЬ-корень, Н-суффикс, ЫЙ-окончание

 

  

 

Разобрать слово по составу- значит указать, из каких частей оно состоит.

Главная часть слова - КОРЕНЬ, которое заключает общее для всех однокоренных слов значение.

перед ним ПРИСТАВКА - часть слова, которая служит для образования новых слов.

после корня СУФФИКС - часть слова, который также служит для образования новых слов.

за суффиксом - ОКОНЧАНИЕ - изменяемая часть слова, которая нужна для связи слов в предложении. Может быть "нулевым".


Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.


1.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни безударную гласную в данном слове одной черточкой и ударную гласную в проверочном слове - двумя черточками.
Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.

 

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
отр...cль, сокр..щать, р...скошный
предст...влять, предназн..чение, дек...рация
пригл...шать, уг...сать, выр...сти
д..роженька, ф..нтазия, л...боратория

 

3. Спиши. Замени одним словом.
Холодное время года – …
Капельки влаги на траве – …
Ночная птица – …
Домик крота –…
Мальчик, который учится в школе – …

 

4. Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму.


Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

5. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.
Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.

 

6.Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.


Всю ночь л_тает,
Мышей по_дает,
А станет св_тло,
Л_тит в дупло.


7.Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму.


Среди кустов з_лёных
У речки сер_бристой
Гуляет ол_нёнок,
Телёночек п_тнистый.

 

Найди и исправь ошибки, если они есть:

 



8.Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму.


З_ма сп_шит, хл_почет,
Укутала в сн_га
Все кочки и п_нёчки,
Скамейки и ст_га.

9.Вставь пропущенные гласные, докажи свой выбор.


Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

10.Вставь пропущенные гласные, докажи свой выбор.


Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

 

11.Спиши, вставляя гласную по смыслу.

 

А)
Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.

 

В)
Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка давно пос_дела (с_д).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.

 

Если слово нельзя проверить, его нужно запомнить, или посмотреть в словарь.

 

  

 

А теперь ПЕ - РЕ - МЕН - КА!!!!



Звук:Детские Песни - Усатый Нянь
Изображение: Пальчиковая-гимнастика-для-школьников