Playcast

Открытка (плейкаст) «Капище...»

Wilvarin , 3 июля 2007 года, 6:02


 Кому: Рубрика ЭтноХороводы

Капище... Капище...

Русское слово «Капище» - скорее всего, производное от славянского корня «скепь»: скепати - рубить; скапаное (скепаное) - вырубленное, тесаное (переход «е» в «а» связан с влиянием акающего говора).
Тут мы встречаемся с прямым указанием на то, что материалом, из которого строились древнерусские Святилища, было дерево.
Старинное выражение «Капищь сграждаем» имеет позднее толкование - возводим, строим. Но, раньше оно, вероятно, означало «горожение» (огораживание) Священного места бревенчатым тыном.
Любой вытесанный из дерева долгий предмет (столб, оглобля, копейное древко) в древнерусском языке назывался «скепище» или «искепище», что прямо подтверждает закономерность подобного словообразования.

Однако, вопреки старому народному выражению, что «капь не в бревнах, а в ребрах», языческие храмины на Руси все же строили.
Примечательно, что на юго-западе Руси «каплица» (капличка) вплоть до ХХ века означало - часовня, молельня, божница. Небольшие часовни в «области войска донского» и в XIX веке называли «капиште».
В католицизме слово «капелла» и поныне означает часовню или домовую церковь, а католический священник зовется капелланом.
В.Даль приводит древнерусское слово «церквище», именно как обозначение языческого храма, подразумевая наличие некой постройки.
Очевидно, помимо «гороженых» Капей существовали так же Капи «с подвершной» - крытые.
М.Фасмер в своем словаре приводит древнерусское слово «Ятка» в значении: «палатка, торговое место, шалаш, пещера, а так же языческий храм». Примечательно то, что «Ятка» - слово производное от древнерусского «ять» - брать, прятать, укрывать.
Таким образом, имеется ввиду небольшое (бревенчатое) сооружение - клеть, скрывище.
Еще одним подтверждением наличия крытых капищь является определение слова «Куща» в словаре В.Даля - «шатер, намет, навес, сень, капь». Добавим к сказанному то, что Кущами в древней Руси называли так же Священные Рощи близь особо почитаемых в народе родников.

Интересным в своих толкованиях, хотя и не совсем ясным по смыслу, является старое тверское слово «окапаный» - в позднем значении «подобный, очень похожий». Возможно, изначально, значение было «твореный в образ» - списаный (исдолбаный) с натуры или по представлению.

На русском севере в серёдне (сердце) капища иногда устанавливали «писаный камень» покрытый рукосечным узорочьем.
Нередко центром Святилища становился «лежень» - одиноко лежащий в поле дикий валун. Такие камни искони считались наделенными волшебной целительной силой. К некоторым Святым Камням народная тропа не заросла и по сию пору.
Мастера камнерезы, посредством нехитрого железного долбила наносили на поверхность камня частое плетение узора.
Каменный исдолб покрывался рукотворными образами издревле знакомыми мастерам еще по деревянной резьбе и отражавшими картину устройства Мироколицы.

Внутри всякой древнерусской Капи, перед Священными Исдолбами располагалось «жрище» (жертвище) - место где приносили жертвы (требы) Богам и Предкам (чаще всего жертвенником была толстая вкопанная в землю колода).

Рядом с жертвищем находилось «Огнище» - место раскладки Священного Огня который, как установлено, горел в некоторых Капях неугасимо.
В Святилище горел особый - «Тёртый Огонь» называвшийся так же «деревянным». Он получался самым чистым способом - трением дерева о дерево. В более поздние времена Чистый Огонь получался посредством выкресания из кремня железным кресалом или с помощью стеклянной чечевицы (брюшистого, пузатого стекла) непосредственно от Солнца.

Несмотря на кажущуюся простоту, Русское Языческое Капище - явление сложное, тесно связанное в своей организации сакрального пространства с Великим Ладом Мироколицы.


Звук:группа Бергтора -Капище(стихи,музыка,вокал-Татьяна Ковальчук)
Изображение: www.ussr.to
Текст:Мезгирь www.kapishe.ru