Playcast

Открытка (плейкаст) «Выдающийся Коллекционер,подаривший России Шедевры»

Linochka2 , 11 ноября 2007 года, 14:48


Выдающийся Коллекционер,подаривший России Шедевры Выдающийся Коллекционер,подаривший России Шедевры

Алексей Викулович Морозов (1857–1934).
«Творчество–деятельность,порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью».
К сожалению,ни в XIX , ни в XX вв. коллекционирование как интереснейшее социальное явление не получило в России сколько-нибудь глубокой оценки.Именно поэтому,судьба многих и многих коллекций сложилась столь драматически и трагически.
Любая коллекция являла собою результат творческого процесса,порождала «нечто качественно новое,никогда ранее не бывшее».Ярким примером тому может служить ценнейшее личное собрание предпринимателя А.В.Морозова,включавшее фарфор,русские гравированные портреты,иконы и другие бесценные памятники отечественной культуры.
А.В.Морозов родился в Москве в 1857 году в купеческой старообрядческой семье.Принадлежал к известному в Москве роду Морозовых,к его старшей ветви–Викуловичей.
В 1869 году мальчика отдали в Реальное училище,однако он не сумел его закончить.Учение давалось А.В.Морозову с большим трудом.Позднее Алексей Викулович много занимался самообразованием,слушал лекции в Московском университете по истории и истории искусства. Некоторые профессора приходили заниматься даже к нему на дом.В итоге он стал обладателем широких познаний в области отечественной культуры.
«Викулычам» принадлежало «Товарищество мануфактур Викула Морозов с сыновьями».В 1877 году Морозов был «приставлен к делу».В 1894 году после смерти родителей он стал во главе Товарищества.Однако, захваченный собирательством,он передал дело в 1900 году брату Ивану Викуловичу.«Человек он был очень культурный, любил культурную работу больше,чем занятие своим делом,–отмечала его родственница Маргарита Кирилловна Морозова.
Алексей Викулович собрал на редкость полную и прекрасно подобранную коллекцию русского фарфора.В Москве эту коллекцию знали мало, так как владелец не очень любил ее показывать.Было у него и хорошее собрание русских портретов».
Огромные материальные средства позволили А.В.Морозову создать прекрасную и богатую первоклассными памятниками искусства коллекцию за сравнительно короткий срок.Символами морозовского собрания стали две категории памятников–фарфор и гравированные портреты.
С первых шагов своей деятельности коллекционера Морозов мечтал создать общественно значимое собрание,подарить его Москве.
Составляя свою коллекцию, А.В.Морозов сошелся со всеми московскими собирателями, антикварами, любителями и исследователями старины.Важными источниками пополнения морозовского собрания были поездки за границу:посещение антикварных лавок,участие в аукционах.Ему удалось приобрести в Европе немало предметов для своего собрания и,таким образом,вернуть на родину многие произведения отечественного искусства.
Без обращения к коллекции А.В.Морозова было невозможно представить себе историю деятельности частных фарфоровых заводов России конца XVIII –начала XIX вв.:Юсупова,Всеволжского, Поливанова,Долгорукова.Продукция этих небольших предприятий,выпускавшаяся не для продажи, была,как правило,очень малотиражна,а потому чрезвычайно редка.
А.В.Морозов представлял собою классический тип коллекционера -исследователя.Начиная составлять свою коллекцию,
он тут же приступал к ее изучению.Почти все произведения из фарфора в его коллекции были атрибутированы им самим.
Другим страстным увлечением собирателя стали гравированные и литографированные портреты.
Эту часть своей коллекции владелец начал составлять в 1895 году,когда представилась возможность приобрести сразу около 1000 листов из коллекции В.А.Тюляева.В 1897 году Морозов приобрел 160 редких листов у Н.С.Мосолова.Ценнейшие гравюры из собрания П.А.Ефремова пополнили его коллекцию в 1901 году.Годом позже Алексей Викулович купил собрание гравюр Э.П.Чапского. Таким образом,к 1912 году составилось превосходное–около 10 тысяч листов–собрание гравюр и литографий.В морозовском собрании были почти все портреты, не только изданные в свое время Платоном Петровичем Бекетовым, но и подготовленные к изданию.На основе этой коллекции С.П. Виноградов подготовил к печати замечательную книгу «Собрание портретов, издаваемых П.П. Бекетовым».
Издана она была в 1913 году на средства А.В. Морозова.
Занимаясь изучением своей коллекции, Морозов в 1912–1913 гг. выпустил в свет многотомный «Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов»,являющийся ценнейшим источником для исследователей истории музейных коллекций и специалистов в области изобразительного искусства.
В нем описано 8276 листов.Издание сопровождают 1142 иллюстрации.
Была у Морозова и заслуживающая внимание коллекция икон.Иконы, как предмет собирательства, увлекли его с конца 1913 года.
Поставив цель составить первоклассное собрание икон,Морозов сумел достичь ее за короткий срок– всего за четыре года.
Коллекции А.В.Морозова с самого начала размещались в особняке,перешедшем к нему от отца.
После октябрьского переворота собрание А.В. Морозова едва не погибло.
19 августа 1918 года коллекция А.В. Морозова была национализирована.По акту от 21 мая 1919 года в собрании,располагавшемся в 4 комнатах и 38 витринах находилось 2372 предмета из фарфора.
Собрание А.В. Морозова 5 июня 1919 года получило статус «Музея-выставки русской художественной старины» с двумя отделами–русского фарфора и средневековой живописи.14 декабря 1919 года музей был открыт для посетителей.
До 1929 года музей работал в особняке Морозова во Введенском переулке. Потом был переведен в особняк С.И. Щукина в здание Второго музея новой западной живописи.В 1932 году он вновь поменял свое местонахождение,и с тех пор расположен в усадьбе «Кусково».
В результате всех преобразований целостность коллекции А.В.Морозова была нарушена: многие предметы коллекции разошлись по разным российским музеям.Иконы были поделены между Историческим музеем и Третьяковской галереей.Коллекция гравюр перешла в графический кабинет Музея изящных искусств.Старинное русское серебро и миниатюры попали в собрание Оружейной палаты.Остальные предметы и книги оказались в различных музеях.Большая часть из собранного некогда А.В. Морозовым фарфора хранится ныне в фондах Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века».
А.В. Морозов умер в Москве 2 декабря 1934 года.Похоронен на Преображенском кладбище.


Звук:(А.Алябьев - И.Козлов),*Вечерний звон*,исп.Александр Ведерников.
Изображение: Фото с сайта www.maecenas.ru www.maecenas.ru
Текст:Материал взят с сайта www.maecenas.ru.www.maecenas.ru www.bogorodsk-noginsk.ru.www.bogorodsk-noginsk.ru