Playcast

Открытка (плейкаст) «Но человек не знает себя.»

Transelvania , 3 августа 2008 года, 21:47


Но человек не знает себя. Но человек не знает себя.

О ЧЕЛОВЕКЕ

Какой свет появляется в сердце, когда человека видишь не в перспективе его настоящего и не в перспективе его проявленной кажимости, а лучше, чем он есть, в его онтологической сущности, лучше, чем он в своем ноумене. Есть феномен человека (проявленность), а есть его ноуменальная сущность (сокрытая). И глубже этой ноуменальной сущности любовь Божия. Т.е. человек превосходит самого себя на глубине, которая ему не открыта. О великолепие! О тайна! Ради этого стоит жить в этом мире.

Люди есть намного лучше, чем они кажутся и намного лучше, чем они есть. Человек – тайна великая. Мне кажется, что только Бог знает человека. Я только приближаюсь к познанию человека. Я начинал с познания человека и закончу. А Бог это вершина. Но ровно насколько я познаю Бога, я познаю человека. Поэтому глубокая ошибка – "верить". Я не люблю это понятие "верить в Бога". Это Лютер привнес: верой спасаться. Понятно, верой. А речь о познании Бога. Надо познавать, а не верить. "Уверовал" это обращение, первая ступень. А дальше – по ступенькам.
И так же познание человека. Сколько зла, третьего глаза, сглаживания и рентгеноскопии. Сколько от лукавого в познании человека. Познание его грехов, в котором церковь преуспела (фарисеи), это тоже познание от лукавого. Мы познаем и первородный грех. Это тоже и от Бога и от лукавого.
Но есть последнее и наивысшее познание человека, которое вообще невозможно в этом мире. Потому что человек больше самого себя. Намного больше суммы его потенциала на данную жизнь, больше даже того замысла, каков он в усмотрении Божием по творении его души. Поэтому чтобы увидеть человека в постоянно трансцендирующей его личность перспективе, нужно увидеть и Бога, Который суть одно с человеком, Который больше Самого Себя. И такой взгляд на Бога, Который больше Самого Себя, показывает и человека, который лучше самого себя. Это удивительный взгляд: человек, который всегда лучше самого себя.
Я, например, ни одного человека не могу познать, ни глубину его добра, ни глубину его зла. Потому что глубина его зла пред Вышним, а глубина добра непостижима, ибо в последней глубине он больше самого себя. Я так рад от этой мысли, что каждый человек чем-то лучше самого себя. Во-первых, он лучше, чем я его вижу. Обычно люди видят друг друга по проекции, злым глазом, подозревая. Этот мир такой: человек человеку волк. Кроме того, мамона приучает смотреть на человека как на средство и т.д.

Думал я о величии человека, наряду с его нищетой отмеченном еще Паскалем.
Каких высот достигло человечество в технике, в искусстве, в медицине, науке! Какие тончайшие эфирные операции способно выполнять! Едва ли не из мертвых воскрешать. Но ведь перечисленное – только бледное отражение иного рода божественного потенциала, заключенного в человеке.
Ему предстоит раскрыться в третьем тысячелетии. Премудрость раскроет неслыханный божественный потенциал, назвав его небесной кладовой и возведя в мистическую терминологию новой антропологии. Человек экстатически рыдает и восхищает ум горе, видя величайшую перспективу внутреннего неба, открывшуюся на внешнем небе.

Возлюби ближнего как самого себя, Христос сказал. Удивительные слова. А как мы любим себя – таинственно. Но человек не знает себя. Как я могу любить свое лицо, если я его не вижу? Я вижу его только в зеркало. А если я буду его любить в зеркало, я нарцисс, эксгибиционист.
Любить человека, как самого себя, значит любить его больше, чем он себя знает, видеть его глубже, чем он сам себя понимает. Это таинственно. Это абсолютно премудро.

Лукавый внушает смотреть на ближнего глазами проклятого: видеть недостатки, использовать слепой рентген. А я смотрю на тебя очами Божиими как на таинственного пришедшего свыше.



Звук:- Соловецкая соната К себе
Изображение: Поэма
Текст:Блаженный Иоанн