Playcast

Открытка (плейкаст) «ТАНЦУЮЩИЙ БРИЛЛИАНТ (Анна Павлова)»

Linochka2 , 15 октября 2008 года, 1:28


ТАНЦУЮЩИЙ БРИЛЛИАНТ (Анна Павлова) ТАНЦУЮЩИЙ БРИЛЛИАНТ (Анна Павлова)

Быстротечное время безжалостно к прекрасному в любых его формах :краски на картине с годами блекнут,слова в старинных книгах бесследно исчезают.Но всего безжалостнее время к прекрасному в танце,в искусстве движений,жестов,мимики..

12 февраля 1881 г, в Петербурге родилось хрупкое создание,которому под силу стало обессмертить искусство танца,искусство балета.Звали создание - Анна Павлова.

О подлинной жизни ее известно мало.

Маленькую Анечку Павлову педагоги с трудом приняли в балетный класс:у нее была сгорбленная спина,малокровие.Часто повышалась температура, девочка была чересчур хрупка,как цветок,вовсе не для суровой школы балета.
Педагоги сдались только на ее усиленные просьбы.Она кружилась в детском вальсе и умоляла комиссию не словами,а жестами,мимикой,всем своим маленьким детским тельцем,всем существом.
Седоусый строгий Мариус Петипа пристально поглядев на нее,наконец произнес какие то слова вполголоса,по–французски,и щелкнул пальцами.
Комиссия переглянулась и вынесла положительный вердикт,«богу танца» перечить никто не посмел.

В училище Анечке было трудно:ученицы часто смеялись над ее осанкою и дали ей обидное прозвище:« Швабра».Она по характеру была весьма замкнута и трудно сходилась с людьми.Предпочитала в свободные часы сидеть на широком подоконнике с книгою в руках или чертить в альбоме.Слушать в музыкальной комнате,как кто либо из учениц играет на рояле.Заниматься языками или историей.
Ни рисунков,ни записей,ни нотных тетрадей,ни любимых книг Анечка никому не показывала.Только иногда беззвучно плакала во сне.

Строгая дисциплина балетного училища помогала Павловой забыться и преодолеть тоску по дому и близким.Она была любимою ученицей первых своих педагогов:Александра Александровича Облакова,в прошлом-танцовщика,и Екатерины Оттовны Вазем.

Занятия в балетных и учебных классах длились по восемь с лишним часов в день.

Уже со второго года обучения маленькая Павлова познала волшебство большой сцены,секрет ее магии,участвуя в вечерних спектаклях,девертисментах и вариациях,которые были столь модными в балете.

Выпускной спектакль застенчивой молчуньи Анечки Павловой был для нее и первым в качестве корифейки–постоянной танцовщицы в составе труппы императорского театра.Премьера его состоялась на сцене Мариинского театра 11 апреля 1899 г.Назывался этот одноактный балет «Мнимые дриады» и был похож на огромный концертный номер с вариациями,танцами и адажио из разных балетов,объединенных увертюрой в стиле восемнадцатого столетия.

Ее выступления сразу заметили театральные критики и избалованная публика.
Павлова обладала редкою способностью:брать все лучшее из того,чему она напряженно и долго училась,соединять все вместе и привносить в полученный рисунок танца что то свое,свою божию искру,скрытый пламень своей хрупкой и ранимой души.

Рисунок ее танца никогда не повторялся!

В 1902 г.она получила звание второй солистки,в 1905,мятежном - балерины.

Из простой балерины с заученными характерными па Павлова вырастает в великую артистку,жрицу балетного искусства.Но продолжает прилежно учиться у прославленного маэстро Чеккети,у Евгении Павловны Соколовой– старейшего педагога Мариинского. 

До изнеможения занималась Павлова в балетной студии,в своей новой петербургской квартире с окнами на замерзшую Неву.Изнурительные экзерсисы ее были бесконечными,казалось,что балерина не отдыхает,не спит,и напрочь забывает о еде… 

Анна любила природу и всюду,куда приезжала,разводила маленький сад,парк,в которых беспечно щебетали яркие птицы и расцветали самые нежные растения.Образец такого чудного «райского уголка– ее дом в Айви-хауз,в Лондоне,с прудами для ручных лебедей и фламинго.
Но стоило Павловой покинуть обжитое место,как посаженные ею цветы начинали хиреть, заболевали и увядали до срока,словно от тоски по посадившей их легкой,любящей руке.

В сущности,Павлова танцевала,как дышала,она не мыслила жизни без танца,не умела ничего иного в жизни,кроме как–танцевать!Гениально одаренное дитя,она интуитивно и горько знала,что век тановщицы-недолог,что такое искусство всегда быстро и неблагодарно исчезает из памяти людей…Быстрее чем живопись или литература,музыка или скульптура,увы!

Она готова была вечно танцевать вместе со своею труппой,обожавшей в ней все:стиль одежды,поведение,срывы,капризы,походку,манеру говорить и смеяться и трогательно оберегавшей ее,словно своего любимого звездного ребенка…Ребенка.Она им и была, ребенком,очарованным с детства балетом.
Не собиралась умирать,для нее смерти не существовало,ведь она сумела остановить время в изящном беге по сцене,в медленном грациозном па своего неповторимого «Лебедя»,в романтическом кружении прозрачной Сильфиды,в медленном танце грациозно- безумной Жизели.
Даже уходя навсегда,в хмурое утро 23 января 1931 г.,в жару и горячечном бреду неожиданной,казалось,пустячной инфлюэнцы,резко осложнившейся быстротечным воспалением легких,она не осознавала всей категоричности своего ухода…
В своем лихорадочно–пылком предсмертном воображении хрупкая Павлова всего лишь готовилась к очередному выходу на сцену. .
Ее последние тихие слова в бреду были обращены к костюмеру собравшейся у постели труппы: «Приготовьте мой костюм Лебедя!» Даже и к Смерти своей Великая балерина пришла – танцуя.Ведь именно это,единственное в своей жизни дело Анна Павловна Павлова умела делать поистине блистательно!.Увы,ничего другого,на взгляд простых смертных,ей даровано Небесами не было…

 

 



Звук:Камиль Сен-Санс – *Лебедь* из сюиты *Карнавал животных* - исполняет Римский Симфонический Оркестр, дирижер Л.Бертранд. К себе
Изображение: Яковлев Александр Евгеньевич. Портрет балерины Анны Павловой. www.art-catalog.ru
Текст:материал взят с сайта: www.peoples.ru ,автор - © Макаренко Светлана.